Файл: Контрольная работа дисциплина (модуль) История религии (наименование учебной дисциплины (модуля)).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Параллельно с рыцарской моралью, проникавшей и в другие слои общества, формировался придворный этикет, еще более явственно служивший обособлению высших слоев общества (подробнее о его становлении и развитии см. в главе «Этикет»). Этикет был очень сложной «наукой», ему специально обучали молодых дворян, за его соблюдением строго следили, а за нарушение наказывали. Он в точности предписывал все нормы общения, обеспечивая внешнюю культуру поведения дворянства.

Таким образом, мораль Средневековья не была единой. В ней сосуществовали религиозные и светские нравственные нормы и принципы, официально провозглашаемые и реально действующие отношения, мораль сеньоров и вассалов, рыцарей и придворных.

Складывались свои представления о нравственности и в крестьянских массах. Причем мораль крепостных крестьян была тоже весьма противоречивой. С одной стороны, многовековая феодальная зависимость и религиозное послушание выработали у крестьян переходящую из поколения в поколение привычку к подчинению, смирению, холопскую покорность. С другой стороны, тяжелое подневольное положение время от времени пробуждало в крестьянах чувство стихийного возмущения и протеста, которые способствовали развитию их нравственного самосознания.

Особый нравственный феномен представляет собой мораль российского крестьянина, который жил в условиях феодальной зависимости дольше всех в Европе. Замечательными чертами его морального облика всегда было стремление жить «по правде», добиваться справедливости, бескорыстие и долготерпение, сострадание к униженным и обездоленным. Особенно развиты все эти качества были у белорусского крестьянина; терпеливость и терпимость (предлагаем разобраться в различии терминов) стали его второй натурой и сохраняются поныне. Хорошо это или плохо — судить вам самим.

4. Мораль эпохи Возрождения и Реформации.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) внесла новую, свежую струю в историю морали. Главным принципом она провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку — принцип гуманизма, который проявился прежде всего в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности. По сравнению с религиозной моралью Средневековья, моральные нормы и ценности Возрождения регулировали поведение людей «с точностью до наоборот» — место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит откровенная свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности. Этот интерес выражается в двух аспектах: с одной стороны, это культ художника-творца, возвышение его личности, его уникальности и неповторимости. С другой стороны, это обращение к жизни конкретного рядового человека, любование и восхищение им.


Гуманизм эпохи Возрождения привнес, таким образом, новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей и начиная с этого времени стал основополагающим критерием и принципом морали.

Существенные коррективы в моральное сознание своей эпохи внесла Реформация (XVI в.) с ее протестантской идеологией. Протестантская этика дала толчок духовному освобождению человека от церкви: человек остался один на один с Богом и его моральным авторитетом. Вера переживается как препоручение себя Богу, который воспринимается в духе ранне-христианских идеалов любви и милосердия: «Бог есть любовь». Вера в Бога и каждодневное совершение добрых дел выступают как способ морального очищения, как путь поэтапного самосовершенствования.

Важнейшая сфера этого совершенствования — трудовая. Успешность в ней расценивается как богоизбранность, а профессиональное призвание к конкретному виду деятельности — как Божественный призыв. Мастерство и его экономическая эффективность выступают как свидетельство богоизбранности, профессиональное самосовершенствование — как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва.

Именно в это время становится ведущим принцип индивидуализма, возлагающий на человека всю меру ответственности за его достижения и прегрешения и выражающийся в формуле: «Каждый сам за себя, один Бог за всех». Впоследствии протестантская мораль, превратившаяся в «руководство к действию», предопределит судьбы миллионов людей в Европе и Америке вплоть до наших дней.

5. Новая мораль Нового времени (XVII — 1-я пол. XIX в.).

Эта эпоха привнесла еще большие изменения в моральное сознание, поведение и нравы людей, чему способствовали и оформление индустриальной цивилизации, и первые буржуазные революции, и появление новых классов и социальных групп. Молодой предпринимательский класс буржуазии демонстративно отказывается от старых представлений о нравственности, осуждает паразитический образ жизни аристократии, сословные привилегии дворянства и духовенства. В качестве положительных нравственных ориентиров выделяются протестантские ценности гражданского общества: труд (как средство созидания богатства), бережливость, скромность, воздержание (как способ его сохранения и увеличения), честность (как основа деловых отношений). Нравственный идеал воплощается в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и успеха.

Новый тип морали, главными

ценностями которого были провозглашены Свобода, Равенство и Братство, оказался противоречивым, что особенно наглядно проявилось в Новейшее время. Свобода предпринимательства, равенство возможностей естественным образом привели к культу индивидуализма, правда, понимаемого позитивно — как уверенность в собственных силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство. Критерием моральности становится успех.

Однако поскольку стремление к достижению целей, выбор которых определяется личными желаниями и интересами каждого отдельного индивида, может вступать в острые противоречия с аналогичными устремлениями других индивидов, то вполне возможны враждебные и даже антагонистические отношения между людьми. В постоянной гонке за успехом они этого поначалу не замечают. Только постепенно становится ясно, что возвеличивание личного успеха и оправдание любых средств на пути его достижения ведут к аморализму, беспринципности и отчуждению в отношениях между людьми.


Заключение




Многие полагают, что отход от религиозной морали грозит потерей моральных ориентиров вообще. В результате получается, к примеру, сталинский или нацистский террор. Однако более внимательный анализ показывает, что величайшие преступления XX столетия — лишь бледная тень того, что происходило в прежние более религиозные времена, в частности, в процессе религиозных войн, охоты на ведьм и т.п. Например, во время Тридцатилетней войны (ведшейся, во многом, под религиозными лозунгами) погибло, по разным оценкам, от одной пятой до двух третей населения Германии.

Впрочем, даже и открытый отход от религии не приводит к разрушению нравственных норм. Об этом говорят данные об уровне преступности в разных странах, который не зависит от степени религиозности общества. К примеру, единственное государство мира, где атеисты составляют большинство, — Чехия — ничем не выделяется на фоне остальных стран. Во всяком случае, количество убийств на душу населения в Чехии меньше, чем в высокорелигиозном Йемене или высокоморальной Малайзии В США среди религиозных групп убежденные атеисты имеют один самых низких показателей преступности (что объясняется высоким уровнем образованности сознательных атеистов). С другой стороны, уровень преступности в высокорелигиозных нефтедобывающих арабских странах довольно низок. Но какой-либо общей закономерности не прослеживается.


В то же время, если отход от религии осуществляется насильственно (как это было в социалистических странах), то уровень нравственности может снижаться, т.к. государство не в состоянии насильственно насадить новые нравственные регуляторы взамен религиозных. Снижение религиозности среди необразованной части населения практически всегда ведет к росту криминала и насилия.


Список использованных источников




  1. Альбедиль М. Ф. Религиоведение. Индуизм. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 132 с.

  2. Аринин, А. Н. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал / А.Н. Аринин, Б.И. Коваль, Т.Б. Коваль. - Москва: Наука2017. - 368 c.

  3. История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / под ред. Шахнович М. М., Терюкова Е. А. М.: Издательство СПбГУ, 2019. 520 с.

  4. Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбакян Е. С. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 142 с.

  5. Лобазова О. Ф. Религиоведение. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 327 с.

  6. Лобазова О. Ф. Религиоведение. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 328 с.

  7. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2017. 432 с.

  8. Мусаев В. И. Религиоведение. Религия и церковь в странах северной Европы. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 226 с.

  9. Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В. Религиоведение. М.: Юнити-Дана, 2012. 352 с.

  10. Панищев Алексей. Религиоведение. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 408 с.

  11. Панкин С. Основы религиоведения. М.: Золотое Сечение, 2011. 536 с.



1 История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / под ред. Шахнович М. М., Терюкова Е. А. М.: Издательство СПбГУ, 2019. 520 с.


2 Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбакян Е. С. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 142 с.


3 Панищев Алексей. Религиоведение. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 408 с.


4 Мусаев В. И. Религиоведение. Религия и церковь в странах северной Европы. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 226 с.


5 Аринин, А. Н. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал / А.Н. Аринин, Б.И. Коваль, Т.Б. Коваль. - Москва: Наука2017. - 368 c.



6 Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2017. 432 с.


7 Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбакян Е. С. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 142 с.


8 Альбедиль М. Ф. Религиоведение. Индуизм. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 132 с.