Файл: Отчет по проекту Государственное управление в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
ААМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт экономики и управления
Школа государственного управления и предпринимательства
ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ
«Государственное управление в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста»
Тема:
«Исследование основ государственного управления в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста»
Куратор
проекта Зайцева Екатерина Васильевна ___________________
(Ф.И.О) (подпись)
Студент (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Дамашева Дарья Александровна
Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Исаченко Никита Дмитриевич
Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Лоскутов Никита Альбертович
Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Пономарев Глеб Сергеевич
Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Самойлик Богдан Дмитриевич
Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Черниговская Анастасия Александровна
Екатеринбург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
-
Описание социальных групп: группа лиц пенсионного и предпенсионного возраста, группа пожилых лиц.........................................5 -
Меры поддержки граждан пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста........................................................................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................16
Список используемых источников.....................................................................17
Приложение............................................................................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия стоит на пути социального развития, что актуализирует проблему поддержки конкретных слоёв населения, а именно пожилых лиц, лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Государству очень важно взаимодействовать с данными слоями населения, предпринимать различные меры, совершенствовать государственное управление в этой сфере, а также регулярно поддерживать её.
Численность пожилых лиц, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста с каждым годом возрастает, в связи с демографической трансформацией. Это означает, что сфера государственной поддержки данного слоя населения требует ряда нововведений и усовершенствования имеющейся системы. Следует учесть, что на данный момент нормативно-правовая база не совсем соответствует социальным потребностям этой категории граждан, и принцип правового равенства, заявленный в Конституции Российской Федерации, не даёт пожилым гражданам и пенсионерам возможность полного участия в решениях своих проблем. Следует отметить, что некоторые законы РФ слишком обобщают эту категорию граждан, что умаляет права и возможности некоторых подкатегорий граждан пенсионного возраста.
Цель данной работы заключается в исследовании и описании различных форм поддержки пожилых лиц, лиц пенсионного и предпенсионного возраста, а также в выявлении наиболее эффективных подходов к решению социальных и экономических проблем.
Объектом исследования являются граждане пожилые лица, пенсионного и предпенсионного возраста.
Предметом исследования выступают меры государственной поддержки, предоставляемые пожилым лицам, пенсионного и предпенсионного возраста.
Задачи данного проекта:
-Рассмотреть и описать социальные группы граждан в виде лиц пенсионного, предпенсионного и пожилого возраста;
-Рассмотреть не менее трёх научных статей и монографий;
-Описать меры социальной поддержки и защиты предоставляемых этой категории граждан.
Актуальность: тема имеет высокую социальную, а также экономическую значимость для принятия решений на уровне государственного управления. Поддержка пожилых лиц не должна быть в тени социальных задач государства, и её следует регулярно анализировать и совершенствовать, так как данный слой общества в силу своего возраста и ограниченных физических возможностей требует особого внимания и защиты от государства.
1. Описание социальных групп: группа лиц пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста.
Для начала стоит разобраться, кто относится к каждой из групп вышеописанных лиц. Рассмотрим понятие «пожилые люди» Как такого научного определения «пожилой человек» не существует. В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации используются различные термины в отношении пожилого населения: в Конституции РФ - термин «пожилые граждане», в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - термины «население старших возрастных групп» и «пожилое население», в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года – термин «граждане (люди) старшего поколения». Росстат использует термины «граждане пожилого возраста» и «население (люди) старше трудоспособного возраста» . Под всеми перечисленными категориями подразумевают людей пенсионного возраста.
1 Если же исходить из текста Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» можно сделать вывод, что к лицам пожилого возраста относят женщин, старше 55 лет и мужчин, старше 60 лет.
Пенсионный возраст - возраст, когда наступают основания для начала пенсионных выплат. Для получения страховой пенсии он установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 - для мужчин с 2029 года. Сейчас действует переходной период. Общеустановленный пенсионный возраст был повышен с 2019 года. На данный момент, в 2023 году никто не сможет выйти на пенсию по достижении обычного пенсионного возраста, который существовал ранее, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Так произошло из-за переходного периода после пенсионной реформы. Например, в 2022 году пенсионный возраст был отмечен достижением 61,5 года для мужчин, а для женщин - 56,5 года. А следующий пенсионный возраст - это уже 63 и 58 лет.2
Граждане предпенсионного возраста - это люди, которым осталось 5 лет до нового пенсионного возраста. Стоит отметить, что к ним можно отнести и тех граждан, которые могли бы выйти на пенсию по старости по правилам, действующим до изменений в пенсионном законодательстве.
Методом обобщения, мы можем сделать вывод о том, что все граждане пенсионного и предпенсионного возраста входят в группу пожилых лиц. Исходя из этого, мы выделим особенности группы пожилых граждан.
В первую очередь, у пожилых людей происходит старение организма- процедура систематического поражения живых клеток, приводящая к полному прекращению функционирования всего или большей части организма, что приводит к снижению физических возможностей, болезненной жизнедеятельности, что последовательно угнетает пожилых людей.
Среди отрицательных особенностей в пожилом возрасте можно также выделить неуверенность в своих силах и возможностях, страх перед дряхлостью, пессимистичность, подозрительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость к чужому мнению. Неуверенность в своих силах увеличивает тревожность, а бездействие приводит к скуке и апатии. Из чего следует, называя психологические особенности пожилого человека чаще всего приводятся отрицательные характеристики. Такие проявления старости встречаются нередко, однако немало пожилых людей с позитивным взглядом на свою жизнь и окружающий мир.3
Наиболее часто престарелые живут отдельно от своих семей и поэтому они не могут справиться со своими недомоганиями и одиночеством, если прежде главная ответственность за пожилых людей лежала на семье, то в данное время ответственность ложится на плечи государственных и местных органов, учреждения социальной защиты.
4
Следует отметить, что граждане пожилого возраста часто сталкиваются с дискриминацией и ущемлением, следовательно, жизнь и честь таких граждан особенно нуждается в защите и поддержке.
Таким образом, государству требуется создавать и осуществлять меры поддержки пожилых граждан.
2. Меры поддержки граждан пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста
В седьмой статье Конституции Российской Федерации говорится, что к основным целям политики Российской Федерации можно отнести поддержку различных социальных групп. Мы предлагаем рассмотреть меры поддержки пожилых граждан, лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Меры поддержки лиц пенсионного возраста и лиц пожилого возраста будут схожи ввиду схожести возрастных групп, но всё же каждая группа мер имеет свои отдельные особенности.
Основным механизмом поддержки пожилых людей, является материальная поддержка, к которой относится пенсионное обеспечение. Оно регламентируется рядом законодательных актов, к которым можно отнести:
- Федеральные законы Российской Федерации, - Конституция Российской Федерации, - Трудовой Кодекс Российской Федерации, - Налоговый Кодекс Российской федерации.
В соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.5
Лицам, достигшим возраста 80 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере.
Помимо пенсионного обеспечения, государство оказывает помощь пожилым людям в виде законодательно закреплённых мер социальной поддержки. (надбавки, льготы, пособия и иные виды социального обслуживания) Каждая социальная группа пожилых людей может быть наделена разным правовым статусом в сфере социального обеспечения.
На схеме кратко представлен механизм поддержи данных групп. Позже мы рассмотрели всё подробно.
Схема 1 – Механизм социальной поддержки граждан пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста.
Для того, чтобы с разобраться с видами социальной помощи, стоит обратиться к Федеральному закону «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ6. Отсюда следует, что пожилым людям, которых можно отнести к категории льготников, установлена ежемесячная денежная выплата и предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг. К ним относят предоставление дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, выделение путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также, в соответствии с этим законом пожилым людям может оказываться помощь по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, на примере Ветеранов Труда Свердловской области, можно рассмотреть меры социальной поддержки, оказываемые данной группе. Например, - бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении; - Внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области; - Ежемесячное пособие на пользование платными услугами телевизионного вещания в размере 103 руб.; Ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, в размере 307 руб.; Ежемесячное пособие на пользование услугами проводного радиовещания в размере 30 руб.; Ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении – 521 руб.; Компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов; Сохранение права на получение медицинской помощи в подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию; Бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства.