Файл: Отчет по проекту Государственное управление в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













ААМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт экономики и управления

Школа государственного управления и предпринимательства

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

«Государственное управление в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста»
Тема:

«Исследование основ государственного управления в сфере поддержки пожилых, лиц пенсионного и предпенсионного возраста»





Куратор

проекта Зайцева Екатерина Васильевна ___________________

(Ф.И.О) (подпись)

Студент (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Дамашева Дарья Александровна

Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Исаченко Никита Дмитриевич

Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Лоскутов Никита Альбертович

Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Пономарев Глеб Сергеевич

Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Самойлик Богдан Дмитриевич

Студент: (группа, Ф.И.О.) ЭУ-123801 Черниговская Анастасия Александровна

Екатеринбург

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

  1. Описание социальных групп: группа лиц пенсионного и предпенсионного возраста, группа пожилых лиц.........................................5

  2. Меры поддержки граждан пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста........................................................................................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................16

Список используемых источников.....................................................................17

Приложение............................................................................................................19

ВВЕДЕНИЕ

Современная Россия стоит на пути социального развития, что актуализирует проблему поддержки конкретных слоёв населения, а именно пожилых лиц, лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Государству очень важно взаимодействовать с данными слоями населения, предпринимать различные меры, совершенствовать государственное управление в этой сфере, а также регулярно поддерживать её.

Численность пожилых лиц, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста с каждым годом возрастает, в связи с демографической трансформацией. Это означает, что сфера государственной поддержки данного слоя населения требует ряда нововведений и усовершенствования имеющейся системы. Следует учесть, что на данный момент нормативно-правовая база не совсем соответствует социальным потребностям этой категории граждан, и принцип правового равенства, заявленный в Конституции Российской Федерации, не даёт пожилым гражданам и пенсионерам возможность полного участия в решениях своих проблем. Следует отметить, что некоторые законы РФ слишком обобщают эту категорию граждан, что умаляет права и возможности некоторых подкатегорий граждан пенсионного возраста.

Цель данной работы заключается в исследовании и описании различных форм поддержки пожилых лиц, лиц пенсионного и предпенсионного возраста, а также в выявлении наиболее эффективных подходов к решению социальных и экономических проблем.

Объектом исследования являются граждане пожилые лица, пенсионного и предпенсионного возраста.

Предметом исследования выступают меры государственной поддержки, предоставляемые пожилым лицам, пенсионного и предпенсионного возраста.

Задачи данного проекта:

-Рассмотреть и описать социальные группы граждан в виде лиц пенсионного, предпенсионного и пожилого возраста;

-Рассмотреть не менее трёх научных статей и монографий;

-Описать меры социальной поддержки и защиты предоставляемых этой категории граждан.

Актуальность: тема имеет высокую социальную, а также экономическую значимость для принятия решений на уровне государственного управления. Поддержка пожилых лиц не должна быть в тени социальных задач государства, и её следует регулярно анализировать и совершенствовать, так как данный слой общества в силу своего возраста и ограниченных физических возможностей требует особого внимания и защиты от государства.
1. Описание социальных групп: группа лиц пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста.

Для начала стоит разобраться, кто относится к каждой из групп вышеописанных лиц. Рассмотрим понятие «пожилые люди» Как такого научного определения «пожилой человек» не существует. В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации используются различные термины в отношении пожилого населения: в Конституции РФ - термин «пожилые граждане», в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - термины «население старших возрастных групп» и «пожилое население», в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года – термин «граждане (люди) старшего поколения». Росстат использует термины «граждане пожилого возраста» и «население (люди) старше трудоспособного возраста» . Под всеми перечисленными категориями подразумевают людей пенсионного возраста.

1 Если же исходить из текста Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» можно сделать вывод, что к лицам пожилого возраста относят женщин, старше 55 лет и мужчин, старше 60 лет.

Пенсионный возраст - возраст, когда наступают основания для начала пенсионных выплат. Для получения страховой пенсии он установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 - для мужчин с 2029 года. Сейчас действует переходной период. Общеустановленный пенсионный возраст был повышен с 2019 года. На данный момент, в 2023 году никто не сможет выйти на пенсию по достижении обычного пенсионного возраста, который существовал ранее, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Так произошло из-за переходного периода после пенсионной реформы. Например, в 2022 году пенсионный возраст был отмечен достижением 61,5 года для мужчин, а для женщин - 56,5 года. А следующий пенсионный возраст - это уже 63 и 58 лет.2

Граждане предпенсионного возраста - это люди, которым осталось 5 лет до нового пенсионного возраста. Стоит отметить, что к ним можно отнести и тех граждан, которые могли бы выйти на пенсию по старости по правилам, действующим до изменений в пенсионном законодательстве.

Методом обобщения, мы можем сделать вывод о том, что все граждане пенсионного и предпенсионного возраста входят в группу пожилых лиц. Исходя из этого, мы выделим особенности группы пожилых граждан.

В первую очередь, у пожилых людей происходит старение организма- процедура систематического поражения живых клеток, приводящая к  полному прекращению функционирования всего или большей части организма, что приводит к снижению физических возможностей, болезненной жизнедеятельности, что последовательно угнетает пожилых людей.

Среди отрицательных особенностей в  пожилом возрасте можно также выделить неуверенность в своих силах и  возможностях, страх перед дряхлостью, пессимистичность, подозрительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость к  чужому мнению. Неуверенность в  своих силах увеличивает тревожность, а  бездействие приводит к  скуке и  апатии. Из  чего следует, называя психологические особенности пожилого человека чаще всего приводятся отрицательные характеристики. Такие проявления старости встречаются нередко, однако немало пожилых людей с  позитивным взглядом на свою жизнь и окружающий мир.3

Наиболее часто престарелые живут отдельно от  своих семей и  поэтому они не  могут справиться со  своими недомоганиями и  одиночеством, если прежде главная ответственность за  пожилых людей лежала на  семье, то  в  данное время ответственность ложится на плечи государственных и местных органов, учреждения социальной защиты.
4

Следует отметить, что граждане пожилого возраста часто сталкиваются с дискриминацией и ущемлением, следовательно, жизнь и честь таких граждан особенно нуждается в защите и поддержке.

Таким образом, государству требуется создавать и осуществлять меры поддержки пожилых граждан.

2. Меры поддержки граждан пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста

В седьмой статье Конституции Российской Федерации говорится, что к основным целям политики Российской Федерации можно отнести поддержку различных социальных групп. Мы предлагаем рассмотреть меры поддержки пожилых граждан, лиц пенсионного и предпенсионного возраста.

Меры поддержки лиц пенсионного возраста и лиц пожилого возраста будут схожи ввиду схожести возрастных групп, но всё же каждая группа мер имеет свои отдельные особенности.

Основным механизмом поддержки пожилых людей, является материальная поддержка, к которой относится пенсионное обеспечение. Оно регламентируется рядом законодательных актов, к которым можно отнести:

- Федеральные законы Российской Федерации, - Конституция Российской Федерации, - Трудовой Кодекс Российской Федерации, - Налоговый Кодекс Российской федерации.

В соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.5

Лицам, достигшим возраста 80 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере.

Помимо пенсионного обеспечения, государство оказывает помощь пожилым людям в виде законодательно закреплённых мер социальной поддержки. (надбавки, льготы, пособия и иные виды социального обслуживания) Каждая социальная группа пожилых людей может быть наделена разным правовым статусом в сфере социального обеспечения.

На схеме кратко представлен механизм поддержи данных групп. Позже мы рассмотрели всё подробно.


Схема 1 – Механизм социальной поддержки граждан пожилого, пенсионного и предпенсионного возраста.

Для того, чтобы с разобраться с видами социальной помощи, стоит обратиться к Федеральному закону «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ6. Отсюда следует, что пожилым людям, которых можно отнести к категории льготников, установлена ежемесячная денежная выплата и предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг. К ним относят предоставление дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, выделение путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также, в соответствии с этим законом пожилым людям может оказываться помощь по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Так, на примере Ветеранов Труда Свердловской области, можно рассмотреть меры социальной поддержки, оказываемые данной группе. Например, - бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении; - Внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области; - Ежемесячное пособие на пользование платными услугами телевизионного вещания в размере 103 руб.; Ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, в размере 307 руб.; Ежемесячное пособие на пользование услугами проводного радиовещания в размере 30 руб.; Ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении – 521 руб.; Компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов; Сохранение права на получение медицинской помощи в подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию; Бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства.