ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Кафедра философии, истории и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Логика и методология науки»
на тему: «Формирование преднауки в странах Древнего мира»
Выполнил: слушатель учебной группы 5223А
Бабин Сергей Николаевич
Рецензент: _________________________
Химки 2023 г.
Содержание
Введение 2
1.Общие сведения о преднауке 4
2.Особенности древневосточной преднауки 9
3. Переход от преднауки к научному знанию 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова. Преднаука сыграла важную роль в становлении науки. Её способы познавательной деятельности, несмотря на принципиальное отличие от науки, имели общую с ней цель — познать вещи, их свойства и отношения.
На этапе преднауки изучались те предметы и вещи, те их свойства и отношения, которые были задействованы в реальной практической деятельности людей. Работа с чертежом на бумаге, замещающим реальное расположение, формы и размеры земельных участков, есть идеальный план работы мышления, идеализированная схема практических преобразований материальных предметов. Из повседневной практики выводились и первичные идеальные объекты, т.е. схемы, чертежи, геометрические фигуры, которые представляли и замещали реальные объекты.
На этапе преднауки мышление обрело идеальную форму своей деятельности, т.е. такую форму, когда все операции счета, измерения и т.д. проводились не с реальными вещами и явлениями, а с их «заместителями», в качестве которых выступали таблицы, чертежи, календари и т.д. Формирование идеальных моделей и схем всегда было вплетено в ткань непосредственных жизненно значимых практических действий, а потому характерной особенностью преднауки являлся рецептурный характер полученного знания.
Преднаука существовала и в полной мере обслуживала потребности общественно-производственной деятельности Древнего Египта, Месопотамии, Индии и др. на протяжении десятков веков, и потому нельзя оценивать ее негативно, как низшую ступень знания, «не дозревшую» до науки.
Цель работы – рассмотреть процесс формирования преднауки в странах Древнего мира.
-
Общие сведения о преднауке
Преднаука возникает вместе с человеческой культурой. Под преднаукой мы будем понимать любые накопление знания, выходящее за пределы обыденного опыта индивида и являющееся результатом первичного разделения труда. Потребность в накоплении знания существовала уже в доисторическом обществе и древних цивилизациях (Египет, Месопотамия, Китай и т. п.). Значительный шаг к формированию науки был сделан под влиянием философских учений в эллинистическом мире, когда были сформулированы принципы теоретической систематизации знания. И наконец, наукой в собственном смысле слова называют возникший в XVII— XVIII вв. новый способ познания мира, стержнем которого является математизированное естествознание с его опорой на опыт и эксперимент. Новоевропейская наука значительно расширяет технические возможности человека и преобразует общество, его политические, правовые и экономические институты. Она формирует новые тип культуры, систему ценностей и ментальность. Если античный идеал науки предполагал соответствие знания принципам, то теперь добавляется новый идеал — соответствие фактам.
Специфика преднауки древних цивилизаций в том, что она аккумулировала знания и умения в неразделимом единстве. Ее содержание может быть представлено как совокупность рецептов и инструкций. Человек, владеющий такими инструкциями, знает только последовательность действий или операций, приводящих его к искомому результату. Однако преднаука не может быть сведена к простой совокупности умений, случайно собранных в ходе практического взаимодействия с природой. Преднаучные знания и умения неразрывно связаны с мифом, магией и ранними формами религии.
Миф есть исторически первое рациональное отношение человека к миру, особый способ понимания природной и социальной действительности. Миф ориентирован на гармонизацию отношений человека к миру и окружающим его людям. В мифе человек не выделяет себя из окружающей среды, метафорически очеловечивая ее (антропоморфизм) и одушевляя природные явления (анимизм). Мифологическому мышлению свойственно соединение рационального и эмоционального. Вещи и слова, существа и их имена, предметы и знаки оказываются равноправными участниками событий, описываемых в мифе. Мифологическое объяснение основывается на генетизме и этиологизме: все вещи и мир в целом объясняются через повествование о происхождении и творении. В
мифе берут начало и философия, и религия, и наука, и искусство.
Магия — обряды и поступки, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир. Магические обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных и следующих одно за другим явлений. В основе первобытной магии лежит чувство парти- ципации (сопричастия) человека и природы, сопоставление стихий и частей тела, вещей и их изображений или названий. Миф и магия дополняют друг друга. Миф антропоморфизирут природу, а магия делает человека участником природных процессов. Преднаучные формы объяснения мира направлены на преодоление отчуждения человека от окружающей среды (враждебного, полного опасностей и неизвестности мира).
Наибольших успехов преднаука, как считается, достигла на Востоке. Основной причиной пополнения знаний – был труд, освоение новых видов деятельности в связи с созданием и использованием техники. Возникновение древнейших цивилизаций Востока, выразившееся в появлении государств, городов, письменности и пр., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Знания в этой времени разделяются на практические, ремесленные и конечно абстрактные. Первые не записывают, они передаются в процессе освоения ремесла от учителя к ученику. Абстрактные знания записываются. Ремесленные, практические знания были обширны. В древних государствах периода бронзы человек умел строить сложнейшие вещи, особенно в Древнем Египте и Вавилоне.
Характеристика преднауки:
1) Выработка знаний за счет опыта.
2) Отсутствие системы доказательств.
3) Закрытость «научного» сообщества. Высший и низший жреческие советы хранили свою науку, делали истину недоступной профанам.
4) Отсутствие критики и обновления знания.
5) Знание функционировало как набор готовых рецептов.
Преднаука — это обобщение ситуаций, предписания для практики. Наука — это возникновение научного метода, соединяющего математику с экспериментом. Знание, оставаясь рационально необоснованным, освященное божественным именем. Полученные здесь знания о закономерных связях мира, была представлена с их прошлой (традиция) либо сегодняшней.
Только зарожденная наука изучает множество вещей и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в обычной жизни. Эти вещи, свойства и отношения показывались в познании в форме идеальных объектов. Эта деятельность мышления появилась на основе практики и представляла собой идеальную схему практических преобразований обычных предметов. Соединяя идеальные объекты, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи. Анализируя и смотря древнеегипетские таблицы сложения и вычитания чисел, можно установить, что представленные в них знания образуют типичную схему преобразований.
Переход от мифологии к преднауке связан с технологическими знаниями, как система технических навыков. Исторически процесс совпадает с существованием древневосточной культуры. Развитые до VI века до н.э. в аграрном, ремесленном, торговом отношении восточные цивилизации (Египет, Индия, Китай) выработали в этих областях практические знания. Эти знаниями, располагали цивилизация которые накапливались, сохранились и хранились, передавались от поколения к поколению, и давало возможность организовывать разнообразную деятельность.
Наиболее развитая в период дл 6 в. до н.э. в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определенные знания. Эти знания накапливались, хранились и передавались от поколения к поколению, что позволяло им оптимально организовать деятельность. Однако наличие некоторого знания само по себе не создает науку. Ее определяет целенаправленная деятельность по выработке нового знания.
-
Особенности древневосточной преднауки
Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумер и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:
- сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство;
- строительство, включая культовое;
- металлургия, керамика и прочие ремесла;
- военное дело, мореплавание, торговля;
- управление государством, обществом, политика;
- религия и магия.
Рассмотрим вопрос: развитие каких наук стимулируют эти занятия?
1. Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей сельскохозяйственной техники. Однако от развития последней до обобщений механики слишком долгий период, чтобы всерьез рассматривать генезис механики из, скажем, потребностей земледелия. Хотя практическая механика, несомненно, развивалась в это время. Например, можно проследить появление из примитивной древнейшей зернотерки, через зерновую мельницу (жернова) водяной мельницы (V-III вв. до н.э.) – первой машины в мировой истории.
2. Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики. Первые водоподъемные приспособления – ворот, на барабан которого был намотан канат, несущий сосуд для воды; «журавль» – древнейшие предки кранов и большинства подъемных приспособлений и машин.
3. Специфические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний. Египтяне разработали календарь, состоящий из 12-ти месяцев по 30 дней и 5-ти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на 3 десятидневки, сутки на 24 часа: 12 дневных часов и 12 ночных (величина часа была не постоянной, а менялась со временем года). Ботаника и биология еще долго не выделялись из сельскохозяйственной практики. Первые начатки этих наук появились только у греков.
4. Строительство, особенно грандиозное государственное и культовое требовали, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики, а также геометрии. Древний Восток был хорошо знаком с такими механическими орудиями как рычаг и клин. На сооружение пирамиды Хеопса пошло 23300000 каменных глыб, средний вес которых равен 2,5 тонны. При сооружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков и даже сотен тонн. Такие глыбы доставлялись из каменоломен на специальных салазках. В каменоломнях для отрыва каменных глыб от породы служил клин. Подъем тяжестей осуществлялся с помощью наклонных плоскостей. Например, наклонная дорога к пирамиде Хефрена имела подъем 45,8 м и длину 494,6 м. Следовательно, угол наклона к горизонту составлял 5,3 градуса, и выигрыш в силе при поднятии тяжести на эту высоту был значительным. Для облицовки и подгонки камней, а возможно и при подъеме их со ступеньки на ступеньку, применялись качалки. Для поднятия и горизонтального перемещения каменных глыб служил также рычаг.
К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.