Файл: 1. Трактовка сознания 5 Происхождение сознания 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь (в качестве «Сверх-Я») частью содержания этого сознания. Индивидуальное сознание способно подниматься благодаря этому над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного ее осознания и осмысления. Справедливо говорится, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п. Разные люди по-разному реагируют на музыку, произведения живописи и т.д., продуцируя специфические переживания и образы. В динамику отражательного процесса вовлекается, иначе говоря, духовная реальность самого человека9.

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние. Если вспомнить натуралистское направление исследования сознания, то нельзя не признать его правоту в данном отношении: действительно, для голодного человека или для человека, получающего в течение длительного времени неполноценную пишу, окружающий его мир может показаться другим, чем человеку с нормальным питанием; иначе говоря, физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира. Ошибка же сторонников натуралистского подхода — не в изучении такой зависимости, а в игнорировании ими специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности, вещественности сознания (мышления) во всех возможных его аспектах. В противоположность им философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания — это не отношение причины и следствия, а отношение органа и его функции.


Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида. В настоящее время все больше опытных подтверждений находят гипотезы о волновой квантовомеханической природе мозга. Исследователи приходят к выводам: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии»; «мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи — энергетическим и информационным». Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействия информации умерших предков на сознание ныне живущих людей (через сферу бессознательного). Так или иначе, но развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения10.

В заключение отмечу, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

Таким образом, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Заключение



Сознание представляет собой многомерное образование. Нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам

, его действия и состояния.

Важным при рассмотрении понятия сознание является тот факт, что сознание выступает не просто как отражение бытия, сторона человеческой деятельности, а как сама человеческая жизнь, как грань жизни.

Можно утверждать, что сознание формируется в результате естественно-исторической эволюции материи и ее всеобщего, атрибутивного свойства – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг.

Таким образом, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Список использованной литературы





  1. Алексеев П.В. Философия: учебное пособие / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

  2. Ерина Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 109 c.

  3. Жаров Л.И. Философия. Конспект лекций / Л.И. Жаров. - М.: КноРус, 2017. - 445 c.

  4. Левин Г. Д. Философские категории в современном дискурсе / Г.Д. Левин. - М.: Логос, 2018. - 692 c.

  5. Левашов Н.В. Сущность и Разум: том 1-2 / Н.В. Левашов. - Санкт-Петербург: Митраков, 2019. – 574.

  6. Маланов С.В. К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? / С.В. Маланов. – М.: Наука, 2019. - № 4. – с.4-6.

  7. Осознать смысл, осмыслить сознание: манифест Другой философии / отв. ред. серии Р.В. Псху; отв. ред. тома А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2022. - 392 с.

  8. Розов Н.С. Происхождение языка и сознания: как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности / Н. С. Розов. - Новосибирск: Манускрипт, 2022. - 355 с.

  9. Солопов Е. Ф. Философия / Е.Ф. Солопов. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 400 c.

  10. Хрусталев Ю. М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 304 c.

1 Левашов Н.В. Сущность и Разум: том 1-2 / Н.В. Левашов. - Санкт-Петербург: Митраков, 2019. – 574.

2 Солопов Е. Ф. Философия / Е.Ф. Солопов. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 400 c.

3 Осознать смысл, осмыслить сознание: манифест Другой философии / отв. ред. серии Р.В. Псху; отв. ред. тома А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра», 2022. - 392 с.

4 Хрусталев Ю. М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 304 c.

5 Ерина Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 109 c.

6 Алексеев П.В. Философия: учебное пособие / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.


7 Маланов С.В. К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? / С.В. Маланов. – М.: Наука, 2019. - № 4. – с.4-6.

8 Розов Н.С. Происхождение языка и сознания: как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности / Н. С. Розов. - Новосибирск: Манускрипт, 2022. - 355 с.

9 Жаров Л.И. Философия. Конспект лекций / Л.И. Жаров. - М.: КноРус, 2017. - 445 c.

10 Левин Г. Д. Философские категории в современном дискурсе / Г.Д. Левин. - М.: Логос, 2018. - 692 c.