Файл: Реферат физическая культура Здоровый образ жизни уп. 01. 04479926. 21. 02. 05. 22.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГБПОУ «КАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Специальность: Строительство и эксплуатация зданий и сооружения


РЕФЕРАТ

Физическая культура

Здоровый образ жизни

УП. 01.04479926.21.02.05.22


Руководитель

____________________ А.А. Сысин

(оценка, подпись)

____________________
(дата )

Выполнил студент гр. 22-113

____________________ А.В. Алиев

(подпись)
____________________

(дата )

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3

    1. Здоровый образ жизни: определение феномена ………4

    2. Здоровый образ жизни и физическая культура ………..7

    3. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая

культура — здоровый образ жизни» ………………………….10

1.4Свободное время и физическая культура ………………..11

зАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………12

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………13



















ВВЕДЕНИЕ


Физическая культура, являясь одной из граней общей культу­ры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спор­та — одно из важнейших слагаемых сильной социальной полити­ки, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гума­нистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

1.1. Здоровый образ жизни: определение феномена


«Здоровый образ жизни», по формулировке авторов программною документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г'.С.Жуков­ский и др., 1994) — «поведение, базирующееся на научно обоснован­ных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохра­нение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья — «меропри­ятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального бла­гополучия».


Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориен­тированность личности на укрепление и развитие личного и обще­ственного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной по­требности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономиче­ских факторов;

— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономиче­ских факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количе­стве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсаль­ную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специа­листов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в кото­рой важное значение имеет правильное физическое воспитание, дол­жное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмо­циональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.Ар­тамонов, 1990).

Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способ­ностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.



Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдель­ным видам медико-социальной деятельности.

Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реа­лизуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия: пространство и время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюд­жета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространст­ве, а не только в мыслях и мечтах.

Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, со­вмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.

Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биоло­гической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему со­стоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, го­ловные боли, усталость, сухость кожи и т.д.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

  1. здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

  2. человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

  3. здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных

функций;

  1. здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Здоровый образ жизни — это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия» (1981).


Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов дея­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека.

Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации развития, состояния и функционирования организован­ных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Структура здорового образа жизни — целостное единство пред­метно-вещного природного, социокультурного и духовного компо­нентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности челове­ка и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производ-ственных. агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со­временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

1.2. Здоровый образ жизни и физическая культура

Существует необходимый и достаточный уровень физической ак­тивности человека, характеризуемый общими показателями рацио­нального содержания, структуры и использования активного двига­тельного режима. Этот уровень определяется анаболическим восста­новлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетиче­ских ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспо­собность.

Рациональная форма двигательной активности — такая двига­тельная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточ­ные показатели физического развития и физической подготовленно­сти, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устой­чивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта.

1) Формирование духовной сферы личности.

2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повыше­ние сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внеш­ней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.


3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; со­вершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.

4) Совершенствование тех функциональных свойств или конди­ционных возможностей, которые определяют успех двигательной де­ятельности.

5) Физическое развитие, формирование основных тотальных раз­меров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).

Он же сетует, что в государственных учебных программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подго­товки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретно­го случая правильный комплекс упражнений, определять рациональ­ную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.

Обобщая сказанное в предыдущих главах, следует заключить, что ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высо­кой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания.ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходи­мую и достаточную двигательную активность, а также активный от­дых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).

Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепле­ние жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.

В реальном осуществлении ЗОЖ возрастающую роль играет орга­низующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него актив­ных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада — рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой де­ятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно цен­ными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потен­циала людей для их