ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнила: студент группы М-11-22 Джумабаева Диана
«доверие», «взаимность», «труд», «помощь», «живая мудрость»,
«свобода познания», что отразилось и в названиях его статей.
Натуралистическое направление этики жизни
природы в организованные, «стройные». Ведущими ценностями
новой этики являются борьба с хаосом, любовь и творчество.
«Твори и созидай на основе научного знания» –девиз новой этики.
посягающей на это право медицинской наукой
неизбежно становится коренным, центральным вопросом
принцип благоговения перед жизнью
уничтожено, но его можно минимизировать, что как раз и
обязывает к постоянному этическому бодрствованию, направленной
международные и национальные документы
1. Сколько версий имеет проблема происхождения жизни на Земле?
2. Назовите ценности и девиз натуралистического направления этики жизни.
3. Что гласит Женевская декларация врачей о рассмотрении жизни как высшей ценности?
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова» Ценность жизни и ее философско-антропологическое истолкование
Выполнила: студент группы М-11-22 Джумабаева Диана
Введение
Жизнь и смерть – фундаментальные антиномии человеческого бытия, затрагивающие каждое живое существо в своей вечной, неумолимой дилемме. Отсюда и глубинное желание осмыслить феномен жизни и смерти в различных ракурсах – философском, естественно-научном, культурологическом, правовом, а в настоящее время и в биоэтическом ракурсе, предусматривающем исследование проблем начала и конца человеческой жизни. В рамках современной биоэтики при исследовании этики жизни встают вопросы: с какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Следует ли поддерживать жизнь безнадежно больных пациентов? Допустима ли с морально-правовой, социокультурной и религиозной позиции эвтаназия?Жизнь в биомедицинском смысле
В биомедицинском смысле жизнь — специфическая форма организации материи, характеризующаяся наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном). Код, с помощью которого записывается наследственная программа, универсален. В основе жизни лежит определенная и сложная генетическая программа, которая реализуется через обмен веществ.Проблема происхождения жизни на Земле имеет три версии – естественное зарождение жизни; занесение жизни из Космоса; сотворение живого.
В. С. Соловьев
В этических концепциях русской религиозной мысли фундаментальную основу и систему отсчета задавали идеи православия, что было характерно и для космизма этики всеединства известного философа B. C. Соловьева. Именно в нравственном одухотворении природы B. C. Соловьев видит путь утверждения добра. Для него «без любви к природе нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни».Этическое учение Н. К. Рериха
В «Живой этике» представители буддистской мысли считают, что духовное преображение человека осуществляется не в одиночестве, а в общине, в сотрудничестве с космической иерархией. Живая этика как этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости исходит из того, что наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. Этическое учение Н. К. Рериха наполняло концептуальную модель феномена жизни такими моральными категориями, как «содружество», «милосердие», «сопротивление злу», «чуткость»,«доверие», «взаимность», «труд», «помощь», «живая мудрость»,
«свобода познания», что отразилось и в названиях его статей.
Натуралистическое направление этики жизни
В натуралистическом направлении жизнь осмысливается как природно-исторический феномен, а этика основывается на идее борьбы со смертью. Русский физик Н. А. Умов говорил о том, что этика должна основываться на осмыслении специфичности жизни, что она неразрывно связана с естествознанием, и что основная цель этики заключается в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью деятельного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотичных силприроды в организованные, «стройные». Ведущими ценностями
новой этики являются борьба с хаосом, любовь и творчество.
«Твори и созидай на основе научного знания» –девиз новой этики.
В. Вересаев
В «Записках врача» известный писатель В. Вересаев подчеркивает, что нет ни одной науки, которая приходила бы в такое непосредственно близкое и многообразное соприкосновение с человеком, как медицина, и что тесная и разносторонняя связь с живым человеком делает необходимым, чтобы все, даже научные вопросы, решались здесь при свете основного этического вопроса. По его словам, «вопрос о правах человека передпосягающей на это право медицинской наукой
неизбежно становится коренным, центральным вопросом
врачебной этики».
принцип благоговения перед жизнью
В качестве основного принципа этики жизни выступает принцип благоговения перед жизнью. А. Швейцер провозглашает «Я есть жизнь» и в качестве основного оптимистичного мировоззрения утверждает принцип благоговения перед жизнью. Причем этот элементарный принцип следует понимать прямо и буквально как благоговение перед жизнью: добро есть то, что утверждает жизнь, зло есть то, что разрушает ее. Благодаря принципу благоговения перед жизнью человеческая жизнь оказывается изначально этически ориентированной. Зло, по Швейцеру, не может бытьуничтожено, но его можно минимизировать, что как раз и
обязывает к постоянному этическому бодрствованию, направленной
ответственности.
международные и национальные документы
Рассмотрение жизни как высшей ценности нашло отражение в международных и национальных документах. Так, Женевская декларация врачей гласит: «Я буду поддерживать высшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия; даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Хельсинско-Токийская декларация врачей по проведению медико-биологических исследований с участием людей указывает: «Миссия врача – охранять здоровье людей. Знания врача и его совесть служат выполнению этой миссии». Статья 2 Кодекса врачебной этики, принятого I съездом врачей Республики Беларусь, утвержденного Министерством здравоохранения РБ, гласит: «Главной целью профессиональной деятельности врача является сохранение жизни и здоровья человека, предотвращение болезней и облегчение страданий больных вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания».проблема возникновения жизни
Одна из проблем, которая интересует биомедицинскую этику – это проблема возникновения человеческой жизни. Вопрос о том, с какого момента беременности можно говорить о существовании плода как человека волнует ученых как отечественных, так и зарубежных. Вопрос этот очень важен, потому что решение этого вопроса определяет весь спектр проблем, которые связаны с искусственным прерыванием беременности. В том случае, если мы поймем, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, то все последующие манипуляции с человеческим эмбрионом: исследование, уничтожение, замораживание и т. д. – это манипуляции с живым человеческим существом, и уничтожение человеческого эмбриона — это прежде всего уничтожение человеческой жизни.Аборт
Ожесточенные моральные дискуссии сегодня идут по проблеме аборта, выявляя при этом три главные для понимания вопроса позиции: либеральная, умеренная и консервативная.
1. Согласно либеральной позиции до момента естественного рождения женщина имеет полное право принять решение о проведении аборта, а врач обязан обеспечить реализацию этого права. Нерожденный плод не признается ни в каком смысле человеческой личностью. Для либералов аборт ни в каком смысле не является убийством. 2. Для умеренной позиции характерно представление о том, что превращение природного существа в человеческую личность осуществляется постепенно в процессе развития от зачатия до рождения. Плод в процессе формирования как бы накапливает объем своей человечности и, следовательно, объем права на жизнь. Если разделить беременность на три равные части, то впервый триместр объем прав у плода минимален, и их могут превысить социальные или экономические интересы матери. В последний триместр он уже весьма значителен, и с умеренной позиции интересы матери могут превысить право плода на жизнь только при наличии прямой угрозы для ее жизни. 3. По мнению консерваторов, аборт не может иметь морального оправдания. Аборт рассматривается как прямое умышленное убийство. Зародыш с момента зачатия – это личность, которой необходимо приписать основной объем прав человека – прежде всего право на жизнь.