Файл: Сущность понятий виктимность ивиктимизация 5 Глава Основные теории виктимизации в криминологии 7.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виктимология в российской науке начала развиваться только в конце 80-х годах. В 70-х годах Л. В. Франк первым в СССР опубликовал труды по виктимологии, его поддержал Д. В. Ривман.
Л. В. Франк, опираясь на разработки мировой виктимологической теории, с которой в СССР были практически незнакомы, сумел в своих трудах доказать и обосновать мнение о том, что виктимология является относительно самостоятельным научным направлением, имеющим теоретическую и прикладную ценность, так как все представленные выше научные положения являются базой для разработки прикладной виктимологии – виктимологической техники, применяемой специалистами в работе с жертвами социализации (анализ, разработка и внедрение специальных техник превентивной работы с жертвами, технологий социальной поддержки, механизмов реабилитации и компенсации, страховых технологий и пр.).
Глава 3. Теории виктимизации в психологии и психиатрии
Предметом анализа в социальной виктимологии является процесс социализации индивида и его последствия. Такой анализ, как правило, основывается на антропологии деструктивности.
Деструктивность как разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты, или внутрь себя анализировались в рамках классической психологической и социальной науки. Прежде всего, это исследования, проводимые в системе психологического подхода в трудах З Фрейда, А. Адлера, В. Штекеля, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Рождерса, Б. Скиннера, А. Бандуры, С. Шпильрейна.
Следует отметить, что в концепции личности З. Фрейда лежит предположение о значении конфликта как движущей силы развития. В основном это касалось сексуальных инстинктов и инстинктов голода и боли. Позже он расширил перечень конфликтов, выделив в развитии индивидуальности такие их виды, как конфликт между инстинктом жизни и разрушением или смертью.
В отличие от 3. Фрейда К. Юнг при обосновании развития человека больше ориентировался на философское осмысление данного феномена. К. Юнг полагал, что духовное развитие человека связано с унаследованным от предшествующих поколений опытом, являющимся внутренней детерминантой психической жизни человека. Тем не менее, он считал, что человек сам созидает свое будущее, и он фатально не привязан к своему прошлому. Типологию развития личности Юнг связывал с представлениями об экстраверсии-интроверсии, т.е. направленностью личности на внешний и внутренний мир.
A. Адлер высказал предположение о присущем человеку «агрессивном влечении», но подчеркивал уникальность каждой личности и важность ее развития в системе социальных связей и отношений. Согласно его концепции, типичное поведение человека является компенсацией за неполноценность – реальную или предполагаемую. Основным человеческим двигателем является чувство неполноценности, оно позволяет преодолеть трудности и человеческие слабости.
B. Штекель обнаружил, что в сновидениях и фантазиях людей часто проявляются такие мотивы и сюжеты, которые свидетельствуют о проявлении у них ненависти и наличии внутренней тенденции к смерти. С. Шпильрейн высказала свою идею о склонности человека к деструктивности в опубликованной статье «Деструкция как причина становления».
Карен Хорни, рассматривая структуру невротической личности, обращает внимание на детские переживания. Основываясь на своей практике, она приходит к выводу, что окружающая среда – главный источник формирования невротической личности. Она вводит понятие базальной тревожности как глубокого чувства одиночества и беспомощности. Данное чувство, по ее мнению, формируется в детстве, в системе детско-родительских отношений. К. Хорни выделяет десять невротических потребностей, которые осложняют социальное функционирование индивида.
В книге «Неврозы и человеческое развитие» К. Хорни утверждает, что человек борется с тревогой, вызванной ощущением опасности, сознанием, что его не любят и не ценят, отказываясь от своих истинных чувств и тщательно разрабатывая стратегии защиты. Она показывает, как идеализация самого себя порождает в человеке желание славы, и то, что называет «системой гордости», которая складывается из невротических требований, деспотизма и ненависти к самому себе. В работе рассматриваются невротические потребности в любви, когда погоня за властью, престижем и обладанием возникает в ответ на отсутствие любви.
К. Хорни подчеркивает, что если межличностные проблемы ведут к движению к людям, против людей и прочь от людей, то проблемы внутри психики приводят к развитию защитных стратегий личности. Идеализация себя приводит к возникновению у человека так называемой системы гордости, которая включает невротическую гордость, невротические требования, тиранические долженствования и преувеличенную ненависть к собственной персоне.
Ученый была одним из психологов, положивших начало развитию гуманистической психологии, основанной на том, что здоровые цели и ценности жизни рождаются в процессе самореализации.
Совместно с К. Хорни, Эрих Фромм, известный гуманист, философ и психолог, развивая концепцию гуманистической психологии продолжает анализировать природу личности. В своей теории он исходил из нескольких экзистенциальных позиций: уникальности человека и способности каждого по-своему решать свои проблемы. Он утверждал, что среди экзистенциальных потребностей человека важнейшей является стремление к безопасности, которое формируется в детстве и в дальнейшем служит основой для развития индивидуальности. Стремление к безопасности является основой к установлению социальных связей с другими людьми и для личностного развития. Его подход, названный «гуманистическим психоанализом», предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции человека является его отрыв от мира природной стихии.
Стимулирующими факторами развития личности, как утверждает Э. Фромм, выступают четыре экзистенциальные потребности: в установлении связей (сближение с другим через подчинение, власть или любовь), в преодолении себя (способность подняться над своим пассивными существованием, создавая или разрушая свою жизнь), в чувстве укорененности (рождающем чувство стабильности мира) в самоидентичности («Я – это Я, и никто другой»), в системе взглядов на мир. Он считал, что результатом не удовлетворения любой из этих потребностей становится психическое или социальное заболевание.
Подвергнув переосмыслению выдвинутые 3. Фрейдом и другими исследователями представления о деструктивизме, Э. Фромм дал обоснование идеи, сводящейся к тому, что объяснение жестокости и деструктивизма человека следует искать «не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от животных предков». Это объяснение включало в себя проведение различия между двумя совершенно разными видами агрессии: «доброкачественной», оборонительной, служащей выживанию и имеющей биологические формы проявления, и «злокачественной», биологически неадаптивной, характеризующейся деструктивностью и жестокостью, которые свойственны только человеку ибо, по его мнению, «только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранения и вне связи судовлетворением потребностей».
Наряду с психологами, виктимологией стали интересоваться и психиатры: сначала судебные, а затем и общемедицинские. Психиатров, прежде всего, интересовало состояние не агрессора, а жертвы. Ими выделялись «бессознательные» состояния, способные нарушать возможность потерпевшего оказывать сопротивление нарушителю. К ним относились широкий спектр патологических состояний, характеризующихся как полной утратой сознания, так и различными клиническими формами помрачения состояния. Наличие «душевной» болезни является предпосылкой для вывода о «беззащитности».
С психоаналитических позиций, предрасположенность стать жертвой может быть объяснена бессознательным чувством вины или стыда и желания быть наказанным, либо являться результатом пассивных целей, ведущих к пассивности субъекта. Исследованиями психиатров доказано, что лица с психическими расстройствами нередко оказываются повышенно виктимными, причем в формировании их виктимности в целом и виктимного поведения в частности большое значение придается факторам, обусловленным психической патологией.
К. Хигути (1968) проводил виктимологические исследования, уделяя особое внимание сфере делинквентности несовершеннолетних. Рассмотрев межличностные отношения причинителя вреда и жертвы, с одной стороны, и факторы, вызывающие ущерб, – с другой, он классифицировал характеристики потерпевших в зависимости от факторов преступности. Хигути выяснил, что существуют специфические группы потерпевших, разделяемые по таким важным критериям, как возраст, пол и психические свойства, причем в каждой группе есть именно ей присущие особенности виктимности.
Заключение
Таким образом, подводя итог проделанного исследования, хочется отметить еще раз, что проблема виктимизации на сегодня еще недостаточно изучена. Открытия в данной области будут полезны не только для отдельной страны или государства, но и для всего общества в целом. Для того, чтобы ислючить либо предупредить те или иные преступления необходимо проводить профилактические меры не только по преступному, но и виктимному поведению. И изучение теорий виктимизации позволяет более глубоко рассмотреть эту проблему со всех сторон, выявить основные предпосылки, что позволит в будущем исключить, либо минимизировать из развитие.
Теории, предложенные зарубежными и отечественными исследователями, раскрывают различные подходы, направленные на изучении виктимного поведения. Они отражают комплекс факторов, формирующих то самое состояние жертвы – влияние семьи, друзей, школьный период и т.д.
Так как сегодня проблематика процесса становления личности жертвой, то есть виктимизация, глубоко не изучена, она широко освещается в трудах многих исследователей. Однако единой теории, которая бы полностью и целостно раскрывала все особенности виктимологии на сегодняшний день нет.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была достигнута основная цель работы – рассмотрены основные теории виктимизации в контексте виктимологии.
Также были достигнуты следующие задачи работы:
-
Изучена сущность понятий «виктимность» и «виктимизация»; -
Проанализированы основные теории, предложенные учеными по формированию виктимизации.
Список используемой литературы
-
Андронникова О. О. Теоретический анализ основных современных теорий виктимизации, разработанных в рамках зарубежной науки // Вестник КемГУ. 2015. №4-1 (64). – C. 54-57. -
Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы (виктимология) М.: Изд-во Экс-мо, 2006. - 1008 с. -
Шигашов Д.Ю. Виктимность. Особенности виктимизирующего воспитания. Психотерапевтическая помощь подросткам, потерпевшим сексуальное насилие / /Сексуальное насилие у подростков. – СПб., 1997. – С.46-54. -
Антонов-Романовский Г.В., Лютов А.А. Виктимность и нравственность // Вопр. борьбы с преступностью. — М., 1980. — Вып. 33. -
Коновалов, М. А. Виктимологическая профилактика насильственной преступности / М. А. Коновалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 -
Франк Л.В. Виктимология и виктимность. — Душанбе, 1972. — С. 112.