Файл: Лекции по истории музыки и руководил хором 3. Мастер хоровой музыки. После.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Михаил Анцев родился 12 октября 1865 года.

В 1894 году Анцев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу композиции. С 1896 года преподавал хоровое пение в учебных заведениях Витебска (в 1896—1906 годах в Витебской гимназии). В 1905—1912 годах редактировал газету «Витебские губернские ведомости» и приложение «Народный листок». В 1918 году был одним из организаторов Витебской народной консерватории, в которой читал лекции по истории музыки и руководил хором[3].

Мастер хоровой музыки. После Октябрьской революции был одним из первых композиторов, обратившихся к революционной теме[3].

Автор хоров и песен на стихи белорусских поэтов — «На ниве» Я. Коласа, «Первое мая» М. Чарота, «Серп и молот» Я. Купалы и других[3].

Среди произведений М. В. Анцева обработки белорусских народных песен «А в поле Ива», «Кума моя кумушка», «Го-го-го, Коза», «Лучина-лучиночка», романсы, кантата «К столетнему юбилею Пушкина», гимн «В память столетия отечественной войны 1812 года», хоры «Реквием» («Не плачьте над трупами павших бойцов»), «Пролетарская колыбельная»[3].

Анцев — автор учебных пособий, методических работ, в том числе «Нотная терминология. Справочный словарь» (Витебск, 1904).

М. В. Анцев был членом Витебской губернской учёной архивной комиссии.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в 1945 году.

Дата рождения Льва Николаевича — 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых.

Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.

Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тётя всем сердцем любила племянников, заботилась об их образовании, и детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Позже он описал эти годы в автобиографической повести «Детство».

Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.


Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, юриспруденцию, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.

. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.

Литература


Творческий путь Толстого берет свое начало на Кавказе, где Толстой провел три года. Именно там он сочинил повесть «Детство», вслед за которой последовали повести «Отрочество» и «Юность», составившие автобиографическую трилогию.

Литературный дебют в журнале «Современник» оказался удачным, и Лев Николаевич решил полностью посвятить себя литературе. Вскоре из-под его пера вышел цикл «Севастопольские рассказы», посвящённый Крымской войне и обороне Севастополя, в которой он лично участвовал.

Вернувшись в Петербург, Толстой стал членом литературного кружка «Современник», где им искренне восхищались. Однако писатель быстро устал от столичной суеты и отправился в путешествие по Европе. По возвращении в Ясную Поляну он занялся обустройством школ для крестьянских детей. Им была написана «Азбука», а также сотни добрых и поучительных сказок для самых маленьких.

Самыми главными работами Толстого стали романы «Анна Каренина» и «Война и мир», содержание которых знает практически каждый. Это глубокие психологические произведения, в которых писатель филигранно раскрыл не только внутренний мир героев, но и отразил важнейшие социальные проблемы общества.

В 1880-х годах в сознании писателя наметился перелом, который нашёл своё отражение в произведениях: «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий». Посредством своих повестей и рассказов Толстой выступал против социального неравенства, праздности дворян, безнравственности и пустоты жизни правящего класса.


Музыкально-теоретический анализ


В основе хорового сочинения М.В. Анцева «Колокольчики» лежит куплет, которому свойственны простота и ясность. Размер произведения 6/8. Подвижная контрастная динамика, быстрый темп (allegro), межтактовые ферматы делают эту музыку довольно интересной по своему мелодическому и гармоническому звучанию. Произведение написано в тональности fis-moll отклонениями в A-dur и h-moll.

Первый куплет начинается с запева SII (2 такта) в основной тональности. В третьем такте вступают SI и A. Третий куплет начинается с запева SI (2 такта) в тональности A-dur, после которого так же вступают SI и A. Далее идёт симметричное секвенционное повторение музыкального материала в тональности h-moll.

В произведении наряду с тонической гармонией используются трезвучия побочных ступеней лада - II, III и VII.

В фортепианной партии звучит пульсация шестнадцатыми, что придает музыке легкость, грациозность.

При исполнении 1 и 2 куплета, исполнитель может встретиться с некоторыми трудностями:

Вступление I сопрано и альтов на T6 после партии II сопрано.
2. Восходящие скачки на ч.5 в партии I сопрано.

Смысловая линия 3 и 4 куплетов противоположна 1 и 2 куплету. В этом части раскрывается тема взаимоотношения человека и природы. Куплеты начинаются с вступления на 1 долю первых сопрано и далее на их выдержанной ноте вступают II сопрано и альты. Благодаря динамике куплета, которая построена на f, мы можем ощутить динамичность, энергию и активность данного литературного и музыкального текста. Фортепианная партия так же передает нам этот образ. В ней присутствуют нисходящие пассажы, движение вверх по трезвучиям, дублирование голосов (II сопрано и альты).
Заключительные 2 такта возвращают нас к прежнему настроению произведения

Для создания определенного образа композитор использует различные средства музыкальной выразительности, одним из которых является контрастная динамика. Динамический диапазон простирается от piano-pianissimo до fortе. Наряду с подвижной динамикой crescendo и diminuendo, композитор использует сопоставление различных уровней динамической организации.

Так же для раскрытия художественного образа М.В. Анцев использует фермату, которая является одним из действенных выразительных средств в музыке, так как внезапная остановка, резкое нарушение установившегося метро - ритмического пульса и, наконец, просто появление долгого звука среди более подвижных привлекают внимание слушателей. В данном случае использовалась межтактовая фермата, которая означает цезуру в звучании. Дирижеру следует снять звучание хора, оставив руки в положении «внимание». Выдержав цезуру, продолжить управление.

Вокально-хоровой анализ


Произведение М.В. Анцева «Колокольчики» написано для трехголосного женского хора. Композитор много работал с хорами, знал специфику их звучания и учитывал ее в своих сочинениях, поэтому хоровые партии изложены в удобных тесситурах. Диапазоны хоровых партий следующие:

* сопрано I - e1- f2,

* сопрано II - с1 - е2,

* альт - а - c2.

Диапазон всего хора занимает чуть менее 2-х октав: а - f2.

Проанализируем тесситурные условия хоровых партий. В связи с тем, что в партитуре использован не очень большой диапазон, то тесситура отдельных партий в целом удобная. Тесситурно высокие фрагменты в партиях обычно встречаются в кульминационных зонах произведения и сопряжены с яркой динамикой, поэтому исполнение их не составит большого труда. Тем не менее, хормейстер должен быть чуток к исполнению и не разрешать форсировать звук. В партии SI, SII и А звуки верхнего регистра на forte встречаются в 14-16-м и 18-20-м тактах.

В партии А встречаются звуки нижнего регистра, следовательно хормейстеру необходимо следить за тем, чтобы альты пели не напрягаясь, свободно, на хорошей опоре, вокально-правильно оформляли звук, не форсировали его.

Анализируя основные вокальные трудности, следует коснуться вопросов дыхания. Без правильного дыхания не может быть красивого музыкального звука. В данном произведении встречается как прямое (общехоровое) дыхание, так и цепное дыхание, где певцы бесшумно перехватывают дыхание внутри выдержанных нот. Вдох должен быть единовременным и организованным, а также бесшумным. По своей активности и объему вдох должен соответствовать темпу и содержанию произведения.

Основой качественного интонирования является, как известной хороший мелодический и гармонический строй. Мелодические линии голосов сочетают в себе движение по звукам аккордов с поступенным движением и ходами на широкие интервалы. Все большие интервалы в восходящем и нисходящем движении интонируются следующим образом, первый звук устойчиво, второй широко. Особенностью сложности в интонировании интервалов представляет исполнение широких интервалов. В 14м и 16м тактах у SI встречаются скачки на сексту.

Необходимым этапом работы дирижера над произведением является рассмотрение дикционных сложностей, к которым относятся одновременное четкое произношение согласных не только в конце фраз, но и середине слова. Все согласные в словах переносятся к последующему слогу. В литературной основе хорового произведения есть слова и словосочетания, в которых нескольких согласных стоят подряд, например «бьет своим» и другие. В этих случаях несколько согласных стоящих подряд произносятся четко и кратко. В литературном тексте встречается много слов с шипящими: «колокольчики», «промчаться», «о чем». Все имеющиеся шипящие согласные следует произносить предельно быстро и одновременно.


Что касается орфоэпии, то буквосочетания в словах встречаются следующие:

* «ся», «сь» (произносится «са», «с» без ь) в словах «промчаться», «качаясь»;

* «й» произносится очень коротко в словах «стрелой», «лихой», «собой»;

* четко произносить согласную «р» - утрированным звуком.

Подводя итог дикционным проблемам, следует остановиться на таком важном моменте, как одновременное замыкание слов с согласной на конце единовременно всем ххором. Это произведение захватывает меня своей лёгкостью, акомпонемент передаёт как бы звон этих колокольчиков.