Файл: Лидер в студенческом коллективе. Лидерские роли, стили лидерства и особенности личности лидера. 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Лидер в студенческом коллективе. Лидерские роли, стили лидерства и особенности личности лидера. 5
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Изменения, проводимые в структурах управления, обусловливают необходимость формирования нового типа лидера, который, помимо профессиональных, обладает рядом социальных качеств, определяемых политическими, правовыми, моральными нормами и ценностями. Своеобразие управленческой деятельности, специфика решаемых задач, сложность экономической ситуации в нашей стране обуславливают необходимость не только определенных профессиональных навыков руководителя, но и особых личностных качеств, которые позволят ему подвести компанию на принципиально другой уровень, а также убедить команду в правильности выбранной стратегии.
Лидерство и лидерство являются необходимыми составляющими эффективного управления организацией, которые являются согласованием отношений между членами социальной группы и реализуют процессы социального влияния в коллективе.
Оптимальное использование потенциала сотрудников, являющееся залогом успешного развития и функционирования организации, наиболее успешно реализуется с помощью лидера во главе компании. Это лидерство, ориентированное на создание атмосферы сотрудничества, стратегической интеграции, совершенствования производственных процессов, внедрение самоуправления, основанного на ответственности, доверии и согласии, на определенных этапах развития организации превращается в важнейшее фактор его жизнеспособности. На других этапах развития организации лидерство необходимо для организации официальных отношений внутри группы. Это основная сила, которая координирует деятельность подсистем компании и определяет их взаимосвязь с окружающей средой.
На протяжении многих лет ученые изучали поведение лидеров, уделяя особое внимание тому факту, что оно во многом отличается от поведения обычного человека. Теории лидерства помогают нам понять предрасположенность лидера к определенному стилю управления, а также дают представление о возможной реакции подчиненных на использование этого стиля.
Лидер в студенческом коллективе. Лидерские роли, стили лидерства и особенности личности лидера.
Лидерство – это способ социального влияния, строящийся на поддержке всех членов общества, социальной группы или коллектива. Лидер не всегда является руководителем, но всегда пользуется авторитетом у всех, кто признаёт его лидерские качества. Он обладает сильным влиянием на мнение людей, может направлять их и организовывать их деятельность. К его мнению прислушиваются и часто просят разрешить спор, беспрекословно соглашаясь с его решениями.
Не следует путать лидерство с руководством. Руководитель – это тот, кто осуществляет функцию управления, имея необходимый уровень полномочий. При этом он может быть лишён лидерских качеств, и в большинстве случаев это будет существенно сказываться на качестве управления. Лидер – это тот, кто ведёт за собой, объединяет и вдохновляет благодаря своим лидерским качествам. Он может не быть формальным руководителем, но вся группа будет прислушиваться к нему, признавая его авторитет.
Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм – диффузной или номинальной, до высшей – коллектива. Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной. Затем постепенно группа становится номинальной. Номинальная группа уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосредовать отношения между ними.
Следующий уровень развития студенческой группы – группа-ассоциация. На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.
Студенческая группа-корпорация характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения
, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.
Коллектив –это следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Внутригрупповая активность, возникающая в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.
Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий:
1 стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. В связи с этим у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт;
2 стадия -индивидуализация. Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе;
3 стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы.
Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться неуверенность в себе, что приводит к занижению самооценки.
Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. У студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое коллективное самоопределение.
По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Такие студенты чаще всего характеризуются доминантностью, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью, стрессоустойчивостью, креативностью, стремлением к достижению, предприимчивостью, ответственностью, надежностью в выполнении заданий, независимостью и общительностью.
Роли формальных лидеров выполняют избранные или назначены старосты, и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в каждом конкретном высшем учебном заведении.
В функции старосты обычно входит:
1. Персональный учет посещения студентами учебных занятий;
2. Представление декану факультета отчетов о неявке студентов с указанием причин;
3. Наблюдение за дисциплиной на занятиях, за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;
4. Организация получения и распределения среди студентов учебной группы учебных материалов;
5. Извещение студентов об изменениях, вносимых в расписание деканом факультета.
Распоряжения старосты в пределах указанных функций обязательны для исполнения всеми студентами учебной группы.
Староста также имеет право:
1. Созывать и проводить собрания учебной группы по различным вопросам учебной жизни;
2. Готовить рекомендации для стипендиальной комиссии о назначении студентам стипендий, о поселение в общежитие и т.п.;
3. Принимать участие в распределении студентов на места будущей работы, вносить свои предложения по этому вопросу;
4. Представлять студентов к поощрению за отличную успеваемость;
5. Вносить предложения о наложении административных взысканий, о выселении из общежития, лишении стипендии, исключении из института за нарушение дисциплины, недостойное поведение и т.п.
Вышеизложенные обязанности и права старосты студенческой группы в каждом конкретном высшем учебном заведении могут иметь свои особенности.
В роли неформальных лидеров обычно выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. Неформальный лидер в студенческой группе–это студент, оказывающий существенное влияние на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса. От неформальных лидеров в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием, которое проявляется как управляющие воздействия.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
1. По содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
2. По характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
3. По направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер).
Виды лидерства:
1. Формальное – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
2. Неформальное – это процесс влияния лидера на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов.
Лидер может быть одновременно и формальным (официальным) руководителем группы.
Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.