Файл: Определение информационной системы. Задачи и функции информационной системы (ИС) 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульник

Содержание

Введение 3

Определение информационной системы. Задачи и функции информационной системы (ИС) 4

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение



Когда-то к информации относились как к области бюрократической работы и считали ее ограниченным инструментом для принятия решений. В настоящее время информация является одним из основных ресурсов для развития общества, а информационные системы являются средством повышения производительности и действенности труда людей.

Информационные системы и технологии наиболее широко используются в таких сферах деятельности, как производственная, управленческая и финансовая. Хотя, в последнее время становится очевидной необходимость их внедрения и активного применения и в другие сферы.

Много внимания сейчас уделяется применение информационных систем и технологий с точки зрения использования их возможностей в повышении эффективности работников в информационной сфере производства и поддержки принятия решений в организациях.

Информационные системы призваны обеспечивать сбор, хранение, обработку, поиск и вывод информации, необходимой в процессе принятия решений по задачам из самых различных областей. С их помощью можно анализировать проблемы и создавать новые продукты.


Определение информационной системы. Задачи и функции информационной системы (ИС)



Информационная система - это совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения определенных функций.

Информационные технологии (ИТ) тесно связаны с информационными системами, которые являются основной средой для ИТ. Добавление слова “информация” к понятию “система” отражает цель ее создания и функционирования.

Информационная система – это взаимосвязанный набор инструментов, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.


Современное понимание информационной системы предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства обработки информации. Кроме того, техническая реализация информационной системы сама по себе ничего не будет значить, если не будет учитываться роль человека, для которого предназначена информация и без которого ее невозможно получить и представить.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированным программным обеспечением, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [1].

Информационный процесс – «процесс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» [2].

ИС является средой, одним из составляющих элементов которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных (БД), люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли довольно давно, еще до появления компьютеров, тем не менее, компьютеризация во много раз повысила эффективность ИС, а также расширила область их применения [9, с. 29].

Реализация функций ИС невозможна без знаний, ориентированных на ИТ. ИТ может существовать за пределами сферы ИС. Таким образом, ИТ - это более емкое понятие, отражающее современное понимание процессов информационной трансформации в информационном обществе.

В зависимости от конкретной области применения ИС могут сильно различаться по своим функциям, архитектуре и реализации. Можно выделить основные свойства, которые являются общими для всех ИС.

Основные свойства информационных систем:

- структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать поставленным целям;

- производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации, основанной на использование БД, экспертных систем и баз знаний;



- так как любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации, то в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Необходимо, что бы эта среда обеспечивала уровень надежности хранения и эффективность доступа к этим данным, которые соответствуют области применения ИС;

- ИС должна контролироваться людьми, пониматься и использоваться ими в соответствии с основными принципами, реализованными в форме корпоративного стандарта ИС. Пользовательский интерфейс ИС должен быть простым для понимания на интуитивном уровне [6, с. 51].

В рамках любой организации можно выделить контрольную часть, составляющую в совокупности систему управления. Воздействие обеих частей системы управления друг на друга осуществляется в виде передачи информации.

Таким образом, в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур.

Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, выполняющим эти действия, образуют информационную систему организации [6, с. 38].

Цель функционирования информационной системы организации - это производство нужной для организации информации и создание информационной и технической сред для осуществления управления информацией [3, с. 91].

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная система является средой для реализации информационных технологий.

Информационная технология представляет собой систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации [4, с. 43].

Информационная технология в сфере экономики и управления позволяют перерабатывать исходных данные в стратегическую и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Информационная технология реализуется в автоматизировано и традиционном (чаще всего в бумажном) видах.

Автоматизированная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и систему управления этим комплексом технических средств.

Для внедрения автоматизированных технологий необходим комплекс определенных технических средств, с помощью которых можно реализовать информационный процесс, а также необходимы системы управления этим комплексом технических средств.


Современная компьютерная информационная технология – это технология с удобным интерфейсом, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства для получения доступа к удаленным базам данных и программам.

Первые информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были разработаны для обработки счетов-фактур и расчета заработной платы и были реализованы на электромеханических счетных машинах. Это привело к некоторому сокращению как времени, так и затрат на подготовку бумажных документов.

Шестидесятые годы отмечены изменением отношения к информационным системам. Полученная от них информация стала использоваться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и подсчитывать заработную плату.

В семидесятых и начале восьмидесятых информационные системы начали широко использоваться как средство управленческого контроля, поддерживающее и ускоряющее процесс принятия решений [10, с. 65].

К концу восьмидесятых годов концепция использования информационных систем снова меняется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, своевременно предоставляя необходимую информацию, помогают организации добиваться успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, привлекать достойных партнеров, организовывать производство продукции по низкой цене и многое другое.

Потом постепенно стало формироваться современное поколение ИС. Техническая платформа - мощные ЭВМ 4-5 поколения, использование разных платформ в одной ИС (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК, мобильные ПК). Стали широко применятся вычислительные сети - от локальных до глобальных [10, с. 66].

Сейчас появилось огромное количество специализированных ИС -экономические, бухгалтерские, банковские, ИС рынка ценных бумаг, маркетинговые и т.п.

Современные автоматизированные системы (АС) реализуются в виде корпоративных компьютерных сетей (ККС), в состав которых входят тысячи единиц вычислительного и коммуникационного оборудования. Процесс развития систем такого уровня осуществляется поэтапно в течение всего их жизненного цикла. Эффективное развитие корпоративных компьютерных автоматизированных систем возможно лишь в случае применения для этого соответствующих информационных технологий, использующих формализованные модели создания, модернизации и внедрения систем данного класса в течение их жизненного цикла [7, с. 29].


В основе любой информационной технологии развития ККС лежит определенная модель жизненного цикла (ЖЦ) сети. Самой результативной моделью ЖЦ ККС считается динамическая спиралевидная модель, учитывающая динамику изменения ее подсистем в течение всего жизненного цикла.

В процессе создания информационных систем или же в процессе их классификации неизбежно возникают проблемы, которые связаны с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От уровня формализации зачастую во многом зависит не только эффективность работы всей системы, но и также уровень автоматизации, который определяется степенью участия человека в процессе принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем больше возможностей возникает при компьютерной обработки данных и тем меньше необходимость участия человека в процессе ее решения. Именно это и является определяющим степень автоматизации задачи.

Существует три вида задач, для решения которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные [5, с. 33].

Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

Как показывает практика, в работе любой организации существует не слишком много полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. В большинстве случаев известна лишь часть элементов задач и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который и будет играть определяющую роль. Таким образом, если в процессе обработки информации принимают участие и человек и технические средства являются автоматизированными.

Информационные системы, при помощи которых можно решения частично структурированных задач, можно поделить на два вида:

1. для обработки данных (поиск, сортировка, агрегирование, фильтрация). С их помощью формируют управленческие отчеты;

2. для разработки возможных альтернатив решения. Иными словами - происходит выбор одной из предложенных альтернатив, это и считается принятием решения.