Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких то чек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.
В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4--7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик.
Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление, которое базируется на языковых средствах, является последним этапом развития мышления как в исторической, так и в онтогенетической перспективе. Оно использует понятия и логические конструкции, которые не всегда имеют непосредственное образное выражение, например, такие понятия, как "стоимость", "честность" и "гордость". Такое мышление помогает устанавливать общие закономерности, предвидеть
развитие процессов в природе и обществе, а также обобщать материал.
Однако даже в абстрактном мышлении всегда присутствует некоторый наглядный опыт. Абстрактные понятия имеют свою субъективную конкретную опору, которая не полностью передает глубину понимания, но позволяет не отрываться от реального мира. Слишком много деталей объекта может отвлечь внимание от существенных свойств, затрудняя его анализ.
Список литературы
1. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988г.
2. Айзенк Г.Ю. Измерь свой IQ. - М.,Артефакт,1993.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,МГУ,1990
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1986.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. В 6-ти тт. т. 2, М.: Педагогика, 1982;
6. Кириленко Г.Л. Проблема исследования жестов в зарубежной психологии / Психологический журнала. 1987, N 4, с. 138-147;