Файл: Нт гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Программа: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ГПС С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
По дисциплине «Пожарная тактика»
Тема 6.2.1. Управление действиями по тушению пожаров и проведении АСР.
Разработал:
Преподаватель
ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО»
Выханский А.М.
Надым, 2023 год
2
Учебные вопросы:
1. Организация управления действиями на пожаре. Руководитель тушения пожара (РТП), его права и обязанности, руководитель ликвидации ЧС (РЛЧС).
2. Штаб на пожаре, документы и оборудование, обязанности начальника оперативного штаба, должностные лица оперативной группы (ОГ).
3. Действия начальника тыла при встрече и расстановке сил и средств, в ходе тушения пожара и после его ликвидации, документы тыла.
4. Участки тушения пожара (БУ), секторы проведения работ (СПР),
организация их работы. Права и обязанности начальника участка, сектора.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организация управления действиями на пожаре. Руководитель
тушения пожара (РТП), его права и обязанности, руководитель ликвидации
ЧС (РЛЧС).
Управление силами и средствами на месте пожара При управлении силами и средствами на месте пожара РТП осуществляется деятельность по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров.
Управление силами и средствами на месте пожара предусматривает:
оценку обстановки и создание по решению РТП временно формируемого нештатного органа управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара (Далее - оперативный штаб на месте пожара);
установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте пожара;
планирование проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений пожарной охраны,
принятие решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров;
постановку задач участникам боевых действий по тушению пожаров,
обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки при пожаре;
своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте пожара;
применение сил и средств подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров, а также ведение документации оперативного штаба на месте пожара (рекомендуемые образцы приведены в приложениях № № 5 - 7 к настоящему Боевому уставу);
мероприятия, направленные на обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров.
Непосредственное руководство проведением боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется РТП, которым является:
командир отделения - при работе на пожаре одного отделения;
начальник караула - при работе на пожаре караула в составе двух и более отделений одного подразделения пожарной охраны;
старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона - при работе на пожаре двух и более караулов (отделений) разных подразделений пожарной охраны;
иное старшее должностное лицо федеральной противопожарной службы
Государственной противопожарной службы.
Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и
гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые
3
действия по тушению пожаров (Часть 12 статьи 22 Федерального закона от 21
декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его
распоряжения (Часть 13 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
РТП должен отвечать за выполнение основной боевой задачи, за
безопасность участников боевых действий по тушению пожаров (Часть 14
статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
РТП в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров:
определяется зона пожара;
устанавливаются границы территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров, порядок и особенности осуществления указанных действий;
проводится разведка пожара, определяется его номер (ранг);
определяется решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;
принимается решение о спасении людей и имущества;
принимается решение о привлечении при необходимости к проведению боевых действий по тушению пожаров дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (Далее
- "РСЧС");
организуется связь на месте пожара с участниками боевых действий по тушению пожаров, сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) об обстановке на пожаре и принятых решениях;
принимаются решения о создании оперативного штаба на месте пожара,
боевых участков (секторов проведения работ) (Далее соответственно - "БУ",
"СПР");
устанавливается порядок управления и обеспечивается управление боевыми действиями по тушению пожаров непосредственно или через оперативный штаб на месте пожара;
производится расстановка прибывающих сил и средств на месте пожара;
принимаются меры по сохранению вещественных доказательств,
имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара;
принимаются решения об использовании на пожаре газодымозащитной службы (Далее - "ГДЗС") (в том числе определяется состав и порядок работы звеньев ГДЗС), а также других нештатных служб гарнизона;
определяется сигнал отхода в случае возникновения опасности для участников боевых действий по тушению пожаров;
обеспечивается соблюдение правил охраны труда;
предусматривается при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.
При необходимости РТП принимаются иные решения, в том числе
ограничивающие права должностных лиц и граждан в пределах границ
4
территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров
(Часть 8 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О
пожарной безопасности").
РТП вправе:
отдавать в пределах компетенции указания, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами в пределах границ территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров;
назначать оперативных должностных лиц при пожаре и освобождать их от выполнения обязанностей;
получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, а также привлеченных сил и средств;
приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зонах воздействия ОФП, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан;
временно прекращать проведение боевых действий по тушению пожаров на одном или нескольких БУ, СПР или во всей зоне пожара при отсутствии угрозы жизни и здоровью людей и при реальной угрозе жизни участникам боевых действий по тушению пожаров, отвести участников боевых действий по тушению пожаров на безопасное расстояние (за исключением тушения пожаров силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на критически важных производственных объектах, в особо важных и режимных организациях, в случае, если прекращение тушения пожара может повлечь крупные аварии, катастрофы и иные чрезвычайные ситуации, нарушение условий жизнедеятельности населения);
предусматривать использование естественных и искусственных укрытий для личного состава, находящегося на БУ (СПР);
назначать должностных лиц, осуществляющих контроль за изменением обстановки и поведением строительных конструкций в районе места проведения работ;
определять сигналы об опасности для личного состава;
предусматривать использование робототехнических средств для замены участников тушения пожара на опасных участках.
Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся
РТП, при получении подтвержденной информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при наступлении обстоятельств,
связанных с невозможностью исполнения им обязанностей по руководству тушением пожара, должно покинуть место пожара, передав руководство тушением пожара другому оперативному должностному лицу из числа участников боевых действий по тушению пожаров, в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте пожара.
Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС) – это руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми,
принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС,
определенных законодательством
Российской
Федерации,
планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных
5
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций,
направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия
руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
руководством организаций в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации
чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий; об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС; о проведении аварийно-спасательных работ (АСР) на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС; об ограничении доступа людей в зоны ЧС; о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах
ЧС; об использовании в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций,
находящихся в зонах ЧС; о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС
нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР; о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР; о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители АСС,
АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
В пожарной охране руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации является старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны,
аттестованное на право ведения АСР, прибывшее первым на место ЧС в составе
6
подразделения пожарной охраны и принявшего на себя полномочия РЛЧС.
Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства ликвидацией ЧС обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте ликвидации ЧС. Первое указание прибывшего к месту ЧС старшего оперативного должностного лица пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства ликвидацией ЧС, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте ЧС (при его создании).
РЛЧС при передаче руководства ликвидацией ЧС старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить об оперативно- тактической обстановке, сложившейся на месте ЧС, а также проведении АСР и других неотложных работ. При прибытии к месту ЧС РЛЧС осуществляется руководство ликвидацией ЧС до прибытия РЛЧС, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенного органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.
2. Штаб на пожаре, документы и оборудование, обязанности
начальника оперативного штаба, должностные лица оперативной группы
(ОГ).
Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:
привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу)
пожара (№ 2 и выше);
организация на месте пожара трех и более БУ;
необходимость согласования с администрацией организаций проведения боевых действий по тушению пожаров.
Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны,
который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:
заместитель начальника оперативного штаба;
начальник тыла;
начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
ответственный за охрану труда;
должностные лица оперативной группы (Далее - "ОГ").
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и
служб жизнеобеспечения.