Файл: Контрольная работа по дисциплине Управление цепями поставок на промышленном предприятии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок:

1)прямая цепь поставок;

2)расширенная цепь поставок;

3)максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставоксостоит из фокусной (центральной) компании (обычно – промышленной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу.



Рис. 1. Прямая цепь поставок [4]

Расширенная цепь поставок включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня.



Рис. 2. Расширенная цепь поставок [4]

Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании – на «входе», и сети распределения справа – вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также логистических, институциональных и прочих посредников.



Рис. 3. Обобщенный вид максимальной цепи поставок [4]

По своей сути, цепи поставок – это последовательности поставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становится поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поставок», в которой каждая компания (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг другу материальнотоварную продукцию или услуги, добавляя определенную стоимость к товару. [4]

Классифицировать цепи поставок целесообразно по следующим признакам: [5]

1.По количеству уровней поставщиков и потребителей в цепи поставок.

2. По типу производимой продукции.

3. По национальной принадлежности.


Классификация цепей поставок

1. По количеству уровней поставщиков и потребителей цепи поставок могут быть прямыми, расширенными или максимальными.

Прямая цепь поставок состоит из производителя, который, как правило, становится фокусной компанией (центральной компанией цепи поставок, вокруг которой выстраивается цепь поставок), поставщика и потребителя первого уровня, непосредственно взаимодействующих с фокусной компанией в процессе движения товарных, информационных и финансовых потоков.

Количество поставщиков и потребителей в цепи поставок может быть различным. Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), и сети распределения справа — вплоть до конечных потребителей, а также различных посредников. По своей сути, максимальная цепь поставок представляет собой разветвленную сеть поставщиков и потребителей разных уровней, а также посредников, с которыми участники цепи поставок взаимодействуют на различных стадиях товаропроводящего процесса.

2. По типу производимой продукции цепи поставок делятся на цепи поставок товаров и цепи поставок услуг. Цепи поставок могут функционировать как на товарных рынках, так и на рынках услуг. С точки зрения осуществления коммерческой деятельности, товар — это объект купли-продажи.

Услуга (от англ. service) представляет собой результат трудовой деятельности, в процессе выполнения которой «не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами — это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат». К услугам можно отнести осуществление следующих видов деятельности: перевозок, хранения, страхования, услуг по оформлению документов, ремонтных работ и гарантийного обслуживания, бытовых услуг, медицину, услуг спортивно-оздоровительных комплексов и т.д.

Рынок услуг — сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

Существует ряд отличий рынка услуг от товарного рынка. Общие особенности, возникающие при управлении цепями поставок на рынках любых услуг, основываются на отличиях в характеристиках между товарами и услугами.

Среди таких отличий, возникающих при управлении цепями поставок на рынках услуг, наиболее важными являются следующие особенности:



- неосязаемость услуг, т.к. поставщикам услуг сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, а покупателям также трудно их оценить;

- покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг;

- услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются;

- покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги;

- услуга — это деятельность, и поэтому она не может быть качественно определена прежде, чем покупатель его купит.

Перечисленные особенности оказывают влияние на общий вид цепи поставок услуг. Так как предоставление услуги зачастую связано с материальным продуктом, то контрагенты слева от фокусной компании-производителя услуги (поставщики различных уровней) могут представлять разветвленную сеть, в то время как контрагенты справа от фокусной компании отсутствуют, так как услуги производятся и потребляются одновременно, они не складируются и не транспортируются.

3. По национальной принадлежности, т.е. в зависимости от того, ограничена ли цепь поставок территорией одного государства или нет, бывают национальные и международные цепи поставок.

Национальные цепи поставок ограничены территорией одного государства, все звенья такой цепи поставок находятся в пределах одной страны, включая поставщиков и потребителей. Это означает, что товары или услуги, произведенные контрагентами национальной цепи поставок, изготовлены из сырья и материалов, добытых или полученных на территории данной страны. Все потребители, в том числе и конечные, также находятся в данной стране.

Международные цепи поставок не ограничены рамками одного государства, различные звенья такой цепи могут находиться на территории одной и более стран. Глобальные цепи поставок являются разновидностью международных цепей поставок, так как в настоящее время большинство цепей поставок представляют собой географически разветвленную сеть, простирающуюся за пределами территории одной страны.

На формирование и развитие таких цепей поставок особое влияние оказал процесс глобализации, который представляет собой создание единого мирового экономического пространства.

Признаками глобализации являются:

- введение системы мировых валют;

- установление системы ценообразования, отличной от на-циональных систем;


- создание оффшорных зон, свободных от национального регулирования;

- образование межгосударственных экономических союзов и ассоциаций и др.

В процессе глобализации цепи поставок выходят за рамки границ отдельных государств, национальная принадлежность и местонахождение продавцов и покупателей товаров и услуг утрачивают свое былое значение и не оказывают существенного влияния на формирование и развитие потоковых процессов, логистика приобретает международные масштабы.

В общем виде глобальная цепь поставок имеет разветвленную сетевую структуру, звенья которой расположены в разных странах. При этом товар может производиться в местах, приближенных к источникам сырья и, как правило, в регионах с низкой оплатой труда. Далее товар транспортируется в распределительные центры, а оттуда поступает в страны, где через дистрибьюторские сети попадает к конечному покупателю. Таким образом, товаропоток может неоднократно пересекать границы государств, звенья глобальной цепи поставок располагаться на территории многих стран и даже континентов. [5]


Список использованной литературы





  1. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — Москва : Юрайт, 2019. — 359 с. 

  2. Негомедзянов, Ю.А., Негомедзянов, Г.Ю. Углубление функциональности информационно - логистической концепции RP / Ю.А. Негомедзянов, Г.Ю. Негомедзянов // Логистика и управление цепями поставок – 2012 - февраль (№ 48). – URL: http://www.lscm.ru/index.php/ru/publicly/item/789 (дата обращения: 19.02.2021)

  3. Сергеев, В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / В.И. Сергеев [и др.]; под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. — Москва : ИНФРА-М, 2005. - 976 с.

  4. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие / Е.А. Смирнова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– 120 с.

  5. Щербаков, В. В., Парфенов, A.B. Классификация цепей поставок // Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. Выпуск 9 / Под ред. В.В. Щербакова А.В. Парфенова и Е.А. Смирновой. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 315 с.