Файл: Расстройства памяти внимания и мышления в детско подростковом периоде Зайналова Дилярам.pptx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Расстройства памяти внимания и мышления в детско – подростковом периоде
Рисунок для исследования устойчивости внимания
Рисунок для изучения переключаемости внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте
Первые — модально-неспецифические нарушения внимания
Неспецифические симптомы нарушения внимания при поражениях мозга
Выделяется три их основные формы:
Вторые — модально-специфические нарушения внимания
Факторы, обеспечивающие внимание.
Выявление расстройств внимания
Расстройства памяти внимания и мышления в детско – подростковом периоде
Выполнила: Зайналова Дилярам
Определение
- Внимание – это психический процесс, направленный на ситуативно или устойчиво значимым объекту.
Классификация
- По характеру психического процесса
Сенсорный
Моторный
Интеллектуальный
Свойства внимания.
- Объем – число сигналов или ассоциаций, удерживаемых в поле сознания.
- Концентрация (избирательность) – интенсивность сосредоточения на объекте деятельности (степень помехоустойчивости).
- Распределяемость – возможность концентрации в нескольких фокусах.
- Устойчивость – длительность доминирующего характера процесса.
- Переключаемость – способность к смене установки.
Таблица для изучения объема внимания. Задача – найти возможно больше цифр подряд от 1 до 50 за одну минуту
3 7 10 34 45 2 1
50 35 4 17 23
5 8 9
6 12 25 48
19 27 21 31
30 43 16 37 13 29 42 50 15 36 40 24 20
46 32 33 44 49 22 18 41 26 13 39 38 47
Рисунок для исследования устойчивости внимания
Рисунок для изучения переключаемости внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте
Симптомы | Краткая характеристика |
Апрозексия | Полное отсутствие (выпадение) внимания |
Гипопрозексия (рассеяность) | Неспособность к сосредоточению внимания |
Истощаемость | Неспособность к длительному сосредоточению внимания |
Слабая распределяемость | Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение “поля внимания”) |
Гиперметаморфоз (отвлекаемость) | Повышенная переключаемость внимания |
Застреваемость (прикованность) | Сниженная переключаемость внимания |
модально-неспецифические
модально-специфические
Два типа нарушений внимания
(по Б.Д. Карвасарскому)
Первые — модально-неспецифические нарушения внимания
- Распространяются на любые формы и уровни внимания
- Характерны для поражения неспецифических срединных структур мозга — верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной формации, поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее генерализованное состояние внимания
Неспецифические симптомы нарушения внимания при поражениях мозга
Выделяется три их основные формы:
- Аспонтанность выражается в невозможности самостоятельного включения больного в выполнение какой-либо деятельности — речевой, двигательной и др. (в ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными). Может проявляться также в преждевременном выключении из задания.
- Инактивность проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов.
- Инертность состоит в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой.
Неспецифические симптомы часто сочетаются и переплетаются с противоположно направленными тенденциями нейродинамического характера → гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью.
Вторые — модально-специфические нарушения внимания
- Проявляются лишь в конкретной сфере и описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности
- Зрительное внимание — симптом расстройства фиксируется при изучении полей зрения
- Слуховое внимание — дефекты обнаруживаются в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха)
- Тактильное внимание — больной с закрытыми глазами не замечает двойной тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при прикосновении к двум сторонам тела или двум конечностям (например, касания двух кистей рук)
- Двигательное внимание — при просьбе выполнить координированные движения двумя руками, больной сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет движения, а позднее совсем отстает. Своих ошибок больной не осознает
- Интеллектуальное внимание — его изменения связаны с поражением коры лобных долей
Факторы, обеспечивающие внимание.
- Интенсивность, новизна и структура раздражителя – определяют само направление внимания, его объем и устойчивость.
- Влияние потребностей, интересов и установок субъекта – определяют направление внимания.
Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. Его нарушение – один из самых важных симптомов психопатологии.
- Сужение объема – неспособность произвольно удерживать достаточное количество представлений и свободно оперировать ими. Возрастает количество ошибочных действий, рассеянность, суетливость. Заметно в беседе (теряется желаемая быть высказанной мысль). Типично для астенических состояний различного генеза или органических расстройств.
- Чрезмерная истощаемость – снижение способности к длительному сосредоточению, обычно – на фоне имеющейся или усиливающейся утомляемости. Повышается отвлекаемость, суетливость или заторможенность, теряется интерес к деятельности. Нозологическая принадлежность – астенические состояния, органические психические расстройства.
- Нарушение направленности внимания – фиксация его на строго определенных сторонах жизни (патологическая рефлексия, обсессивно-фобические состояния, ипохондрия и психастения в классических описаниях, выраженная шизоидия, болезни зависимости). Как правило, внимание обращено в прошлое или крепко сцеплено с ним. Также может быть направлено на психопродуктивные симптомы.
- Своеобразие внимания больных шизофренией – «рассеивание» на несущественные детали, часто в сочетании с неопределенным типом аффекта («реакция на недоминантные стимулы).
- Описываются манипуляции с одеждой, разглядывание собственных ладоней или обстановки помещения, постоянное выполнение стереотипной деятельности без интереса к собеседнику (курение, чистка ногтей, причесывание). На деле же могут подмечаться очень многие, даже тонкие детали.
- Ослабление способности к распределению внимания – неспособность к выполнению двух и более дел (например, совершать счет по Крепелину и взмахивать при этом рукой). Считается типичной для органической психической патологии, выраженной астении, иногда – при эндогенной патологии (в сочетании с нарушениями управляемостью мышлением).
Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических состояниях, весьма своеобразно проявляются при ряде локальных поражений головного мозга, некоторых психических заболеваниях:
- Невроз
- Шизофрения
- Травматические и сосудистые заболевания головного мозга
- Далеко зашедшие стадии хронического алкоголизма
- Церебральный атеросклероз («стариковская рассеянность»)
- Эпилепсия
- Туберкулез легких
Выявление расстройств внимания
- в ходе беседы и обследования пациента по сосредоточенности или отвлекаемости на случайные раздражители, способности удерживаться на одной теме разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования.
- Дополнительно можно использовать экспериментально-психологические методики, такие, например как корректурная проба, счет по Крепелину, таблицы Шульте.
Нарушения внимания у детей и подростков
- Одним из наиболее известных, выделяемых в качестве самостоятельного расстройства, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
- Нарушения внимания имеют место у детей с умственной отсталостью, органическими заболеваниями головного мозга, астеническими состояниями вследствие перенесенных или текущих соматических, в том числе инфекционных, заболеваний или интоксикаций
Симптомы, которые имеет ребенок при дефиците внимания, выделенные для установления диагноза дефицита внимания:
- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не может организовать игру или деятельность;
- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
- часто теряет вещи;
- часто и легко отвлекается;
- бывает забывчив.
Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!