Файл: Расстройства памяти внимания и мышления в детско подростковом периоде Зайналова Дилярам.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Расстройства памяти внимания и мышления в детско – подростковом периоде

Выполнила: Зайналова Дилярам

Определение

Классификация

Свойства внимания.

Таблица для изучения объема внимания. Задача – найти возможно больше цифр подряд от 1 до 50 за одну минуту

Рисунок для исследования устойчивости внимания

Рисунок для изучения переключаемости внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте

Первые — модально-неспецифические нарушения внимания

Неспецифические симптомы нарушения внимания при поражениях мозга

Выделяется три их основные формы:

Вторые — модально-специфические нарушения внимания

Факторы, обеспечивающие внимание.

Выявление расстройств внимания

Нарушения внимания у детей и подростков

Симптомы, которые имеет ребенок при  дефиците внимания, выделенные для установления диагноза дефицита внимания:

Спасибо за внимание!

Расстройства памяти внимания и мышления в детско – подростковом периоде

Выполнила: Зайналова Дилярам

Определение

  • Вниманиеэто психический процесс, направленный на ситуативно или устойчиво значимым объекту.

Классификация

  • По характеру психического процесса
  • Сенсорный

    Моторный

    Интеллектуальный

Свойства внимания.

  • Объем – число сигналов или ассоциаций, удерживаемых в поле сознания.
  • Концентрация (избирательность) – интенсивность сосредоточения на объекте деятельности (степень помехоустойчивости).
  • Распределяемость – возможность концентрации в нескольких фокусах.
  • Устойчивость – длительность доминирующего характера процесса.
  • Переключаемость – способность к смене установки.

Таблица для изучения объема внимания. Задача – найти возможно больше цифр подряд от 1 до 50 за одну минуту


3 7 10 34 45 2 1

50 35 4 17 23

5 8 9

6 12 25 48

19 27 21 31

30 43 16 37 13 29 42 50 15 36 40 24 20

46 32 33 44 49 22 18 41 26 13 39 38 47

Рисунок для исследования устойчивости внимания

Рисунок для изучения переключаемости внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте


Симптомы

Краткая характеристика

Апрозексия

Полное отсутствие (выпадение) внимания

Гипопрозексия

(рассеяность)

Неспособность к сосредоточению внимания

Истощаемость

Неспособность к длительному сосредоточению внимания

Слабая

распределяемость

Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение “поля внимания”)

Гиперметаморфоз

(отвлекаемость)

Повышенная переключаемость внимания

Застреваемость

(прикованность)

Сниженная переключаемость внимания

модально-неспецифические

модально-специфические

Два типа нарушений внимания


(по Б.Д. Карвасарскому)

Первые — модально-неспецифические нарушения внимания

  • Распространяются на любые формы и уровни внимания
  • Характерны для поражения неспецифических срединных структур мозга — верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной формации, поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее генерализованное состояние внимания

Неспецифические симптомы нарушения внимания при поражениях мозга

Выделяется три их основные формы:

  • Аспонтанность выражается в невозможности самостоятельного включения больного в выполнение какой-либо деятельности — речевой, двигательной и др. (в ответ на инструкцию воспроизвести какое-либо движение или позу остаются бездеятельными). Может проявляться также в преждевременном выключении из задания.
  • Инактивность проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов.
  • Инертность состоит в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой.
  • Неспецифические симптомы часто сочетаются и переплетаются с противоположно направленными тенденциями нейродинамического характера → гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью.

Вторые — модально-специфические нарушения внимания

  • Проявляются лишь в конкретной сфере и описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности
  • Зрительное внимание — симптом расстройства фиксируется при изучении полей зрения
  • Слуховое внимание дефекты обнаруживаются в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха)
  • Тактильное внимание больной с закрытыми глазами не замечает двойной тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при прикосновении к двум сторонам тела или двум конечностям (например, касания двух кистей рук)
  • Двигательное внимание при просьбе выполнить координированные движения двумя руками, больной сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет движения, а позднее совсем отстает. Своих ошибок больной не осознает
  • Интеллектуальное внимание его изменения связаны с поражением коры лобных долей

Факторы, обеспечивающие внимание.

  • Интенсивность, новизна и структура раздражителя – определяют само направление внимания, его объем и устойчивость.
  • Влияние потребностей, интересов и установок субъекта – определяют направление внимания.
  • Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. Его нарушение – один из самых важных симптомов психопатологии.

  • Сужение объема – неспособность произвольно удерживать достаточное количество представлений и свободно оперировать ими. Возрастает количество ошибочных действий, рассеянность, суетливость. Заметно в беседе (теряется желаемая быть высказанной мысль). Типично для астенических состояний различного генеза или органических расстройств.
  • Чрезмерная истощаемость – снижение способности к длительному сосредоточению, обычно – на фоне имеющейся или усиливающейся утомляемости. Повышается отвлекаемость, суетливость или заторможенность, теряется интерес к деятельности. Нозологическая принадлежность – астенические состояния, органические психические расстройства.
  • Нарушение направленности внимания – фиксация его на строго определенных сторонах жизни (патологическая рефлексия, обсессивно-фобические состояния, ипохондрия и психастения в классических описаниях, выраженная шизоидия, болезни зависимости). Как правило, внимание обращено в прошлое или крепко сцеплено с ним. Также может быть направлено на психопродуктивные симптомы.
  • Своеобразие внимания больных шизофренией – «рассеивание» на несущественные детали, часто в сочетании с неопределенным типом аффекта («реакция на недоминантные стимулы).
  • Описываются манипуляции с одеждой, разглядывание собственных ладоней или обстановки помещения, постоянное выполнение стереотипной деятельности без интереса к собеседнику (курение, чистка ногтей, причесывание). На деле же могут подмечаться очень многие, даже тонкие детали.
  • Ослабление способности к распределению внимания – неспособность к выполнению двух и более дел (например, совершать счет по Крепелину и взмахивать при этом рукой). Считается типичной для органической психической патологии, выраженной астении, иногда – при эндогенной патологии (в сочетании с нарушениями управляемостью мышлением).

Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических состояниях, весьма своеобразно проявляются при ряде локальных поражений головного мозга, некоторых психических заболеваниях:
  • Невроз
  • Шизофрения
  • Травматические и сосудистые заболевания головного мозга
  • Далеко зашедшие стадии хронического алкоголизма
  • Церебральный атеросклероз («стариковская рассеянность»)
  • Эпилепсия
  • Туберкулез легких

Выявление расстройств внимания

  • в ходе беседы и обследования пациента по сосредоточенности или отвлекаемости на случайные раздражители, способности удерживаться на одной теме разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования.
  • Дополнительно можно использовать экспериментально-психологические методики, такие, например как корректурная проба, счет по Крепелину, таблицы Шульте.

Нарушения внимания у детей и подростков

  • Одним из наиболее известных, выделяемых в качестве самостоятельного расстройства, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • Нарушения внимания имеют место у детей с умственной отсталостью, органическими заболеваниями головного мозга, астеническими состояниями вследствие перенесенных или текущих соматических, в том числе инфекционных, заболеваний или интоксикаций

Симптомы, которые имеет ребенок при  дефиците внимания, выделенные для установления диагноза дефицита внимания:

  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
  • с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
  • не слушает то, что ему говорят;
  • не в состоянии следовать инструкциям;
  • не может организовать игру или деятельность;
  • имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
  • часто теряет вещи;
  • часто и легко отвлекается;
  • бывает забывчив.

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!