Файл: Вымогательство как вид оппортунистического поведения и способы его предотвращения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) Квазирента может быть экспроприирована законными способами - владельцами специализированных ресурсов.

Опасность экспроприации существует тогда, когда специфический ресурс зависит от другого ресурса, который является в некотором роде уникальным. Когда владелец этого уникального ресурса изымает свой ресурс, а субституты очень дороги, либо более низкого качества, тогда происходит изъятие квазиренты, приходящейся на другие специфические ресурсы. Например, в результате расторжения арендного соглашения, розничный магазин, который стал привычным в какой-то местности, вынужден покинуть местный рынок. В данном случае экспроприируется квазирента, которую магазин получал за счет своего местоположения.

Экспроприация квазиренты одной из сторон сделки - это всего лишь перераспределение богатства. Именно поэтому было бы неправильно использовать антимонопольное законодательство в ситуациях, которые характеризуются специфичностью ресурсов, несмотря на возникновение отношений двусторонней монополии после того, как заключен контракт и осуществлены инвестиции в специфические ресурсы. Антимонопольное законодательство направлено на защиту потребителей от высоких цен и ограниченного предложения, вызванного монопольным положением производителя. А экспроприация квазиренты не ведет к увеличению цен для потребителей. Она касается перераспределения дохода между сторонами сделки и не влияет на рыночные цены, поскольку квазирента - это доход на невозвратный капитал.

Присвоение квазиренты связано с затратами ресурсов и не создает никакой ценности, а лишь перераспределяет ее. Угроза вымогательства со стороны партнера - это серьезное препятствие на пути осуществления специализированных инвестиций. Если не найти способа предотвращения экспроприации квазиренты, тогда экономические агенты не будут вкладывать средства в специфические ресурсы.

Если фирмы не будут иметь гарантий, что их партнер не потребует больше, чем его доля в прибыли, то инвестировать средства они не будут. Вследствие этого отказа от специфических инвестиций возрастут издержки предоставления товаров и услуг, а это уже будет социальными издержками оппортунистического поведения. Чтобы решить эту проблему, экономические агенты ищут и находят такую форму контракта, которая гарантировала бы им доход на их специфические инвестиции.

Проблема вымогательства возникает из сочетания специфичности ресурсов и неполноты контрактов. Озабоченность этими проблемами ведет к неэффективному использованию ресурсов: фирмы, опасаясь, что осуществленные инвестиции сделают их уязвимыми в отношении вымогательства, отказываются от капиталовложений в специфические ресурсы. Решить проблемы, возникающие вследствие опасности вымогательства, помогает выбор типа контракта и способа организации сделки, например, посредством заключения долгосрочных контрактов или осуществлением вертикальной интеграции [3].


3. Проблема вымогательства в России



Коррупция, вне зависимости от того, как она понимается населением, стоит в ряду наиболее серьезных проблем. Рассмотрим проблему вымогательства на примере Иркутской области. После наркобизнеса и преступности, коррупция воспринимается как очень серьезная проблема области. В ходе проведенного статистического исследования в 2007 году, 77% респондентов назвали коррупцию в числе первых трех наиболее важных проблем. Безусловно, рядом с коррупцией были названы и другие проблемы. Тем не менее, по мнению большинства респондентов, именно коррупция стоит в ряду первых трех наиболее серьезных проблем области в настоящее время.

По данным исследования, мелкое взяточничество в повседневной жизни воспринимается большинством населения как неизбежное. И большинство населения считает, что ситуация существенно ухудшается. Процент тех, кто придерживается этого мнения выше среди более молодого поколения, которое также толерантно к явлению коррупции.

"Искоренить коррупцию - это утопия, тем не менее, противодействовать этому явлению надо, - подчеркнул председатель комиссии по правам человека, общественному контролю над деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов. - Латентность этих преступлений высока, поскольку граждане мирятся с несправедливостью" [2]

На данный момент в Иркутской области уже реализуется ряд мер, направленных на борьбу и предупреждение коррупции. Среди таких мер, осуществленных органами власти, можно назвать следующие:

введена должность помощника губернатора по специальным вопросам, основной задачей которого является установление более строгого контроля над случаями превышения и злоупотребления полномочиями со стороны государственных чиновников;

за последние два года предприняты меры по совершенствованию системы распределения бюджетных средств (государственный заказ) на конкурсной основе, которая исключает единоличность в принятии решений;

Межведомственный Совет по укреплению правопорядка осуществляет свою деятельность под руководством областной администрации в сфере координации правовых усилий по борьбе с преступностью и защите прав человека;

государственные чиновники ежегодно представляют финансовые декларации;

вымогательство хищение уголовный кодекс

реализуется Закон РФ "О государственной службе" и регулярно осуществляются аттестация работы государственных служащих Администрации области



Гражданское общество, СМИ и деловые круги также предпринимают различные меры, которые прямо или косвенно направлены на борьбу и противодействие коррупции.

Анализ деятельности общественных организаций показал, что некоторые из них уже осуществляют кампании по просвещению общества о гражданских правах, вовлекают граждан в процесс принятия управленческих решений, осуществляют мониторинг различных аспектов деятельности органов власти, производят общественную экспертизу нормативных актов, осуществляют защиту прав человека, осуществляют мероприятия по повышению прозрачности деятельности органов власти. Ряд общественных организаций объединены в рамках Совета Общественных Инициатив, который существует в течение семи лет и позволяет координировать деятельность своих членов и проводить совместные инициативы.

На сегодняшний день в Иркутской области действует "Областной антикоррупционный комитет" с участием членов региональной Общественной палаты, представителями исполнительной власти.

По словам председателя "Областного антикоррупционного комитета" Егора Батоева, организация намерена заключить соглашение о сотрудничестве с правоохранительными органами (прокуратурой, ОВД, судами, ПДН и прочими инстанциями) в следующем году [2]

Несмотря на то, что некоторые мероприятия уже ведутся в области, проблема коррупции требует большего внимания, а также разработки и реализации комплексной антикоррупционной стратегии для региона.

4. Меры предупреждения вымогательства



Говоря об общем предупреждении вымогательства, следует понимать, что без завершения начатых в стране преобразований, стабилизации экономики крайне трудно будет добиться стабилизации этого вида преступлений, как и преступности в целом.

В сфере политической - это становление и развитие новой Российской государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально-негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.

В сфере социальной - большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований: устранение резкого социального общества; поддержку малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение последствий безработицы; вынужденной миграции людей и т.п.


В сфере правовой - это совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль [6].

Результаты исследований, проведенных в 2006 году по России, свидетельствуют, что наиболее действенными направлениями в борьбе с вымогательством, по мнению респондентов, являются: ужесточение наказания (34 %), повышение эффективности деятельности правоохранительных органов (28 %), контроль за деятельностью "узаконенных" организаций (14 %), осуществление контроля за доходами физических и юридических лиц (10 %), осуществление более эффективных профилактических мер (8 %), обучение способам самозащиты (6 %).

В качестве одной из мер предупреждения вымогательства следует рассматривать развитие системы личной безопасности граждан. Данная система должна найти свое выражение в профилактике вымогательства с помощью средств массовой информации, организации "Школ безопасности", которую могут инициировать администрации областей, городов, ассоциации предпринимателей, осознающих значимость проблемы с вымогательством.

Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона, официальное название которого звучит, как "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". В соответствии с новой законотворческой инициативой, Уголовный кодекс России будет дополнен положением, согласно которому за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве будут грозить штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но при этом не более 500 миллионов рублей.

Предлагается ввести следующую градацию размеров взяток: простая взятка - до 25 тысяч рублей, значительная - от 25 тысяч до 150 тысяч рублей, крупная - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и особо крупная - свыше 1 миллиона рублей. Как рассказала помощник президента, в соответствии с новыми предложениями "обычная взятка" будет караться штрафом, 25-50-кратным размеру взятки, либо сроком лишения свободы до 3 лет со штрафом, 20-кратным сумме взятки. "Значительную взятку" предлагается облагать 30-60 кратным штрафом либо лишением свободы до 6 лет с 30-кратным штрафом. "Крупную взятку" предлагается карать 40-70-кратным штрафом либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с 40-кратным штрафом. Наказанием за "взятку в особо крупном размере" предлагается сделать либо штраф, 80-100-кратный сумме взятки, либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с установлением 70-кратного штрафа.


Председатель комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков считает, что установление стократных штрафов за взятки и коммерческий подкуп может остановить, прежде всего, крупных коррупционеров. Комментируя законодательную инициативу главы государства, Волков также обратил внимание на то, что наряду с богатыми взяточниками, есть так называемый "низший, бытовой" уровень - это когда взятку в пятьсот, тысячу рублей берут, например, врачи, учителя. Вряд ли они могут заплатить штраф в стократном размере, полагает депутат

"Плюсы в этом есть. Я думаю, что в какой-то мере некоторых богатых взяточников, у которых крупные аппетиты, это остановит. Видимо, предполагается использование и альтернативных методов наказания - надо еще изучить законопроект", - заключил Волков.

Преступления против собственности имеют по преимуществу импульсивный, эмоциональный характер, их признаками являются ситуативность, внезапность. Но даже в таких случаях посягательство, преследующее цель завладеть чужим имуществом, далеко не всегда представляет собой мгновенный акт. Поскольку такое посягательство - всегда процесс развивающийся во времени, то основной путь борьбы с ним - это индивидуальная работа, специальная профилактика, оперативное обслуживание, а конкретная задача - своевременно вмешавшись в этот процесс, не допустить его развития, приостановить. Когда это удается сделать на нужной стадии, тогда мы не допускаем преступление, защищаем потенциальную жертву от преступного посягательства [6].

Для достижения этих целей и выполнения вытекающих из них задач необходима налаженная система информации, в которой нуждается практика, а потому она должна быть практически значимой, т.е. отвечать запросам контроля за преступностью. Нужна именно криминологическая информация, причем научно обоснованная, слагаемая на основе обобщения практического опыта.

Заключение



В данном реферате мы рассмотрели понятие вымогательства как одного из видов преступлений против собственности, а также как вида оппортунистического поведения. Также было рассмотрено вымогательство в России и меры предупреждения вымогательства.

Проблема совершения вымогательств была актуальна всегда, с момента появления у людей собственности. Данное обстоятельство обусловлено человеческой природой, человеческой сущностью, а значит, до тех пор, пока существует человечество, и до тех пор, пока существует собственность, данная проблема будет оставаться актуальной, а значит и изучение касающихся её вопросов не бессмысленным.