ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия Древней Греции (досократический этап)
Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа
Средневековая схоластика: основные проблемы и представители. Ф. Аквинский
Философия Гегеля (система и метод)
Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи).
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии
-
Понятие мировоззрения. Исторические типы
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем.
В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.
Структурные компоненты мировоззрения:
- Знания (- это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире);
- Оценка жизни (- это мнение или отношение к знаниям).
В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы и т.п. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощущение". Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями. Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта.
К источникам формирования мировоззрения относятся:
- жизненный опыт (познание собственных переживаний)
- общество, в котором человек живет (влияние отдельного человека или же общества в целом)
Исторические типы мировоззрения:
1) Мифологическое
2) Религиозное
3) Философское
1) Мифологическое мировоззрение существовало на ранних этапах жизни человеческого общества. Его содержание – фантастические представления о мире, о деяниях богов и героев, создавших этот мир. Мифология – это система, содержащая идею сотворения мира и его объяснения. В
мифологии закреплялись и духовные ценности, и принципы. Миф рассказывал о прошлом и объяснял настоящее и будущее. Мифологические сюжеты прочно вошли в мировую культуру.
Признаки мифологического мировоззрения.
- анимизм (с греч. «анима» - душа) – всеобщее одушевление природы. Окружающий мир живой, имеющий душу (сравнить можно с восприятием мира ребенком).
- антропоморфизм – перенос на окружающий мир человеческих свойств (буря злится, ветер разбушевался, ласковое солнце и т. Д.)
- политеизм (многобожие) – в Др. Греции их более 1000, в Др. Индии более 3000.
2) Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественное (существа, связи, свойства). Человек убежден, что сверхъестественное определяет судьбу мира и человека, поэтому он испытывает благоговение или страх перед сверхъестественным. В то же время верующий человек считает, что можно воздействовать на сверхъестественное, задобрить его и вымолить какие-либо блага для себя или близких. Любая религия (а мировых религий несколько, например – буддизм, христианство, ислам), будучи мировоззрением, рассматривает вопросы сотворения мира, его устройства. В священных писаниях содержатся духовные идеалы и ценности, следуя которым человек должен строить свою жизнь.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического. Религия разделяет бытие на два мира – естественный и потусторонний (сакральный), а также отличает дух от материи. Мифологическое же деление человеческого бытия на мир живых и царство мертвых не обнаруживает существенных различий между первым и вторым. Душа в мифологическом представлении являлась материальной.
Признаки религиозного мировоззрения.
- Бог – идеал для людей
- Деление мира на естественный и сверхъестественный
- Основывается на вере, т.е. отсутствует попытка научного обоснования
- Наличие правил поведения человека (четкая определенность, что хорошо, а что плохо)
3) Философское мировоззрение. Истоками философии являются мифология и научное знание: мифология выступала как мировоззренческая основа, откуда философы брали «вечные» темы бытия. Научное знание, благодаря которому стало возможным объяснение проблем бытия. Философия отличатся от мифологии и религии тем, что, ничего не принимая на веру, все подвергает критике и научному анализу. В начале своего существования философия являлась своеобразной «наукой наук». Философы древности, обладая зачастую энциклопедическими знаниями, были одновременно выдающимися математиками, механиками, астрономами, целителями. С развитием отдельных наук, с разветвлением научного знания, философия выделяется в самостоятельную сферу и теряет статус «науки наук». В настоящее время философия является обширной сферой знания сложной по своему строению. Выделились как самостоятельные направления: философия природы, философия истории, философия науки, философия морали, философия искусства и т.п.
Признаки философского знания:
- Опора на достоверное знание
- Критичность; стремление доказать и объяснить
- Рефлективность (исходный момент рефлексии – поиск мыслью внутри себя самой собственных ясных и точных оснований).
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Предмет и разделы философии
Общими признаками всех вопросов философии являются:
- Всеобщность (философия изучает вопросы более общие, охватывающие все сферы)
- Вечность
Наиболее распространенные вопросы философии:
- Существуют ли законы и цель развития Вселенной?
- Что такое человек?
- В чем смысл жизни?
- Как должен жить человек?
- Что такое истина?
- По каким законам развиваются общества? …
Основной вопрос философии:
- Что первично: материя или сознание?
Исходя из которого всех философов можно поделить на материалистов (первична материя) и идеалистов (первично сознание). Идеализм, в свою очередь, разделяется на объективный (первично сознание Бога, т.е. высшего существа) и субъективный (первично сознание человека).
Основные разделы философии:
- Онтология (- учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования)
- Гносеология (- учение о познании)
- Антропология (- учение о человеке)
- Аксиология (этика) (- учение о ценностях, о нравственности и морали)
- Социальная философия (- учение об обществе)
- История философии
-
Философия как тип знания: философия и наука; философия и искусство; философия и религия
Философия и наука
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат (опираются на достоверное знание; ищут общие законы развития; выстраивают свои знания в систему);
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением (предельное обобщением ранее накопленных человечеством знаний, всего существующего знания).
Различия философии и науки.
Первое. Наука изучает определенную часть сущего. Философия – все целое, единство этих частей.
Второе. Специфика знания. Философское знание объединяет в себе научное и другие виды знания; философское знание напрямую связано с личностью философа, его мировосприятием. Научное знание же опирается на доказуемость и достоверность; безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека; направлено на выработку «объективной» картины мира.
Третье. Философии не присуще прогрессивное развитие. Отвечает на вопрос: «Что новые знания принесут человеку?». Когда как с точки зрения науки любое открытие положительно.
Философия и искусство
Связь искусства и философии многостороння: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга — искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:
- Философию и искусство роднит и сам способ творчества – особая роль интуиции, вдохновения и спонтанности.
- Интересы искусства и философии сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности.
- И философия, и искусство сохраняют значимость индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.
Различия философии и искусства:
- искусство отражает мир и человека в художественных образах