Файл: Понятие мировоззрения. Исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, философия же – на уровне понятий, категорий создаёт стройное учение, которые близки с наукой

- философия опирается на достоверные знания, для искусства это не обязательно
Философия и религия

Сходство между философским и религиозным миропониманием

- Обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение истины. Как религия, так и философия стремятся глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на те вопросы, которые волнуют человечество с давних времен (Что такое жизнь и смерть? Что есть добро и зло? Каково предназначение человека и человечества в целом? Эти и подобные вопросы стоят в центре религии и философии, хотя и решаются с разных позиций)

- В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт. Некоторые положения современной науки, на которые опирается философия, пока что недоказуемы, что переводит их в разряд предположений, требующих веры или отрицания.

- Философия и религия фактически помогают человеку создать цельную картину мира. При этом часто не имеет значения, какие способы и методы используются для достижения этой цели. Оба направления взаимно обогащают и дополняют друг друга, оказывают непосредственное влияние на формирование личности человека и систему его взглядов на жизнь, природу и общество.

Различие философии и религии

- Если религия подразумевает главенство веры, то философия строится на прочном фундаменте объективного и проверяемого знания о природе вещей.

- Постижение религиозных истин не требует от человека логических построений и четко выведенных доказательств бытия Бога, являющегося, по мнению богословов, основой мироздания. Догматы церкви требуют веры, а не научных поисков и строго выверенных обоснований. Философия же стремится отыскать объективную первооснову мира, опираясь на достижения современных наук и эмпирические данные, которые можно измерить и систематизировать.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Функции философии


Функции философии – основные направления применения философии, через которые

реализуются ее цели, задачи, назначения.

Функции можно разделить на 2 группы: мировоззренческие (связанные со становлением личности; способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром) и методологические (связанные с научным познанием; философия вырабатывает основные

методы познания окружающей действительности)

К мировоззренческим относятся:

- Аксиологическая (заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений

окружающего мира с точки зрения различных ценностей)

- Критическая (состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий

мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия; основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания)

- Культурно-воспитательная (заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали)

К методологическим относятся:

- Прогностическая (состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества)

- Интегрирующая (состоит в обобщении накапливаемого человечеством знания, систематизировании и интегрировании его в единую систему, выработке критериев его соподчиненности)

- Координирующая (реализуется в определении направлений и методов исследовательской деятельности ученых)

  1. Философия Древнего Востока


Индийская философия берет свое начало в древней религиозной книге – Веды.

Веды – сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. До наших дней дошло всего четыре Веды (Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа).Каждая веда состоит из 4 частей.

«Упанишады» - философская часть вед

; раздел Вед, в котором рассказывалось как устроен мир.

На Веды опираются все школы Древней Индии, отсюда и пошло разделение обществана четыре варны (сословия): брахманов (жрецов), кшатриев (военной знати), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (аборигенов).

"Ведический" период подготовил "брахманский" период развития культуры и заложил основания для формирования ее души – философии, т.е. возникает первое религиозное учение – брахманизм. В качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип - безличное сущее (Брахман), отождествляемое с духовной сущностью каждого человека (атман). Брахман - это субстанция "бытия мира", это то, из чего все возникает и все возвращается. Тогда как атман употребляется как субстанция человека, одного из компонентов "бытия в мире". С учением о соотношении Брахмана и атмана тесно связана концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (карма). Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем в последующих воплощениях душа входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Тот атман, который осознает свое тождество с Брахманом, освобождается из бесконечной цепи перерождений (мокша — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования).
В VI веке до н. э. в Северной Индии возникает буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама (Будда). Неудовлетворенный жизнью в роскоши, он оставляет свой род, свою семью и уходит в "бездомность". После многих лет аскезы Гаутама постигает правильный образ жизни, исключающий крайности, в том числе и крайности аскезы. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный, Просветленный).

В основе философии школы лежит путь просветления и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, связанных с ним.

Центральным пунктом догматики (теории) буддизма являются четыре истины. (1) Жизнь человека неразрывно связана со страданием
. Рождение и смерть, болезнь и старость, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность осуществить желаемое - все это ведет к страданию. (2) Причиной страдания является жажда бытия, желание индивидуального счастья. (3) Способ преодоления страдания состоит в абсолютном отрешении от всего, от всех и от самого себя. Человек должен освободиться от 10 "цепей": от страсти и желаний; от ненависти; от любви к земной жизни; от гордыни; от высокомерия; от неведения и т.д. Освобождение от "цепей" и обретение своей кармы (жребия) обеспечивается истинной верой и решимостью. (4) Восьмеричный путь Будды (его этапы— правильные вера, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли, сосредоточение) включал целостный образ жизни, основанный на единстве знания, добродетельности и поведения и завершаемый нравственным очищением человека в свете истины.

Познавший 4 истины и освободившийся от 10 "цепей" может достигнуть нравственного совершенства, состояния нирваны (это покой, прекращение существования: средство спасения Души).

Авторитет буддизма, его широкое распространение было обусловлено тем, что он был "религией спасения", вселял в души поверивших надежду на то, что страдание можно победить и устранить не в загробном мире, а в этой жизни, если организовать свою жизнь в соответствии с канонами буддизма. Развитые идеи были записаны в Три-питаке (три корзины) и стали каноном для любого последователя буддизма.

Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, представляющими собой совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека.

В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: вода, огонь, дерево, металл, земля.

Говорится также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Вместе с тем появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримиримых и в то же время сотрудничающих силах – ян и инь – олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начала.


На основе этих представлений возникли даосизм и конфуцианство.

Основателем даосизма является Лао-Цзы (VI—V вв. до н.э. и до II в. до н.э.). Согласно концепции даосизма, "Дао" - это первоначало, основание и завершение всего существующего и происходящего в мире. Это всеобъемлющий закон мироздания. Человек не должен стремиться управлять течением жизни, а обязан естественно войти в этот поток, помня о том, что земля осуществляет законы неба, а небо подчиняется Дао, как подлинному бытию, из которого все начинается и в которое все возвращается. "Дао" вечно, несотворенно и вездесущно. Оно не имеет ни протяженности, ни длительности:

Основателем конфуцианства был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Конфуций полагал, что человек должен обладать 3-мя добродетелями: "взаимность", "золотая середина", "человеколюбие". Взаимность ориентирована на заботу о других. Золотая середина – «средний путь», который выбирается между 2-мя стоящими друг против друга противоречиями. Человеколюбие ориентировало на почтительность и уважительность. Взаимность, золотая середина и человеколюбие - это компоненты правильного пути (Дао), которому должен следовать тот, кто желает жить в согласии с собой, с другими и с самим мирозданием, а значит, счастливо (такого человека называют «благородный муж»). Его учение было направлено на то, чтобы обеспечить разумное отношение правителя и подданных, отцов и детей, мужа и жены, чтобы каждый выполнил свое назначение. Когда один из учеников попросил Учителя выразить суть своего учения, Конфуций ответил кратко и емко: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21