ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия Древней Греции (досократический этап)
Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа
Средневековая схоластика: основные проблемы и представители. Ф. Аквинский
Философия Гегеля (система и метод)
Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи).
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Другой целью социального познания является социальное прогнозирование, то есть получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.
Социальное прогнозирование не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.
-
Общество как предмет философии. Основные подходы к анализу общества
Общество – неотъемлемая часть в жизни человека, во многом определяет его сущность.
Аристотель: «В общении не нуждаются только животные и Боги», поэтому общение необходимо для человека
Общество для человека играет след. роль:
1. Выживание
2. Обеспечивает удовлетворение потребности
3. Способствует развитию и самореализации (в обществе человек учится мыслить, в обществе человек проявляет свою индивидуальность)
Люди, их деятельность и взаимоотношения, очень многогранны, поэтому общество имеет очень много аспектов своего существования. Его изучают множество наук. Поэтому употребляется понятие «общество» очень широко.
Разные науки, изучающие общество, делают упор на какую-то одну его сторону: социология изучает взаимодействие групп общества, экономика изучает производство и распределение, история изучает развитие общества и т.д.
Раздел философии изучающий общество называется социальной философией.
Философское понятие общества. Общество – это исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми, постоянно взаимодействующими между собой по поводу удовлетворения потребностей.
Взаимодействие людей упорядочено, поэтому любое общество представляет собой систему. Система включает в себя:
- людей и их группы
- их совместную деятельность
- взаимоотношения
- правила, регулирующие взаимоотношения
Проблемы, рассматриваемые соц. философией:
- проблема соотношения материальной и духовной жизни общества
- причины, влияющие на развитие общества
- основные тенденции и перспективы развития общества
- соотношение между прошлым, настоящим и будущим
- роль отдельного человека в общественной жизни
- особенности социальных наук (социального познания)
Для изучения экономики соц. философия нужна, т.к. для того, чтобы определить куда движется экономика, нужно знать общество в целом (динамику, тенденции и т.д.)
Основные подходы к объяснению связей и закономерностей общества:
1. Натурализм (английские и французские просветители; Л. Гумилев; Т. Мальтус)
Согласно этой теории, общество является частью и продолжением природы; развивается по законам природы; типы общества определяются природными условиями.
Монтескье говорил, что тип общества зависит от климата, в котором он развивается. На юге климат благоприятный для жизни, поэтому у людей нет стимула для того, чтоб работать; и чтоб как-то там организовать людей нужна деспотическая власть; на севере природные условия суровые – человек, чтоб выжить, должен чем-то заниматься, поэтому в деспотизме здесь необходимости нет
Гумилев связывал основные периоды человеческой истории с космической энергией.
2. Идеализм (Платон; религиозные мыслители; Гегель)
Структура общества и особенности его развития определяются особенностями человеческого сознания. Прежде, чем измениться общество, должно измениться человеческое сознание.
3. Материализм (Аристотель; К. Маркс и Ф. Энгельс; западники; вся советская философия)
По мнению Маркса и Энгельса, в основе любого общества лежит производство, материальный продукт. В процессе производства люди начинают думать, выстраивать отношения.
Современные философские теории стремятся вышеперечисленные подходы синтезировать.
-
Природа и общество
Природа (в широком смысле) – часть материи
Природа (в узком смысле) – часть материального мира, не созданная человеком
Общее между природой и обществом:
- Являются системами
- Существует детерминация (существуют определенные законы)
Различия:
- Детерминация в природе повторяющаяся
В обществе, кроме объективных сил, действуют свободные личности
Взаимодействие природы и общества.
1 этап. Первобытное общество (люди занимались охотой и собирательством, т.е. не создавали ничего нового, а лишь брали, что могла дать природы)
Человек слабо выделял себя из природы
Человек зависел от природы и влиять на нее не мог
2 этап. Традиционное общество
Человек занялся производящим хозяйством. Зависимость от природы уменьшилась; страх перед природ. явлениями пропал. Человек осознает свою власть над природой, т.к. способен ее изменить.
3 этап. Индустриальное общество
Развитие техники, в том числе с/х. Техника дала возможность человеку очень серьезно воздействовать на природу. Природа воспринималась как объект, который можно использовать, на который можно воздействовать.
Экологические проблемы
4 этап. Информационное общество
Человек осознает, что возможности природы не безграничны. Характерны различные мероприятия по сохранению и восстановлению природы.
Природа влияет на человека и общество:
- Человек – биосоциальное существо, т.е. природное является частью человеческой сущности. В обществе существует множество групп, образованных по природным признакам (семья, нация).
- Природа – среда обитания человека. Типы общества, деятельность людей во многом зависят от природных условий, в которых общество существует.
- Природа является материалом для человеческой деятельности. В основе техники лежат законы природы
- Природа является условием для развития человека (например, благоприятный климат, натуральные продукты способствуют человеческому здоровью)
Человек влияет на природу:
- негативное влияние: загрязнение; разрушение природных комплексов; уничтожение целых видов животных и растений; человек нарушает экологическое равновесие
- положительное влияние: создает новые природные комплексы (лесопарк, заповедник и т.д.); спасает многие виды растений и животных, выводит новые виды
На данный момент главная задача – сделать так, чтоб вредное влияние на природу становилось как можно меньше
-
Основные проблемы философии истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Философия истории – это раздел социальной философии, изучающий развитие общества и его проблемы.
Проблемы философии истории:
- проблема периодизации (какие этапы проходит общество в своем развитии; по какому принципу эти этапы нужно выделять)
- проблема специфики законов развития общества
- проблема соотношения закономерностей и случайностей
- проблема общего и особенного
- проблема объективного и субъективного
- проблема смысла исторического развития- проблема прогресса общества и его критерии
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
1. Формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
Формационный подход имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.
Недостатки — не учитываются другие факторы (культурные, национальные, спонтанные), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).
2. Цивилизационный подход
Разработчики: Н.Я. Данилевский; О. Шпенглер; А. Тойнби, К. Ясперс. Единого разработчика, на которого все в последствии ориентировались бы, в этом подходе нет.
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизацию разные теоретики понимали по-разному:
Цивилизация – определенная стадия развития общества (уровень развития общества).
Цивилизация – отдельное общество с характерными особенностями.
Цивилизационный подход делает упор на деятельность людей, на поведенческую культуру.
Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Всякая цивилизация в своем развитии последовательно проходит через пять основных этапов, или стадий - рождение, рост, перелом, разложение, гибель.
-
Теория постиндустриального общества.
Наиболее знаменитые разработчиками теории постиндустриального общества были Д. Белл (работа - «Теория постиндустриального общества»), Э. Тофлер (работа - «3-я волна»).
Тофлер в своей работе описывает три исторически сложившихся типа общества:
- традиционное (аграрное);
- индустриальное (техногенное);
- постиндустриальное (информационное).
1. Традиционное общество.
Его началом Тофлер считает возникновение производящего хозяйства, т.е. возникновение скотоводства и земледелия. В Западной Европе традиционное общество закончилось в XV веке.
Для традиционного общества характерно:
- основной деятельностью было производство продуктов питания, т.е. сельское хозяйство
- все остальные виды деятельности (ремесло, торговля) носили вспомогательный характер; являлись второстепенными
- уровень специализации – низкий
- характерно натуральное (или полунатуральное) хозяйство
- низкий уровень развития техники