Файл: Понятие мировоззрения. Исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Другой целью социального познания является социальное прогнозирование, то есть получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Социальное прогнозирование не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.

  1. Общество как предмет философии. Основные подходы к анализу общества

Общество – неотъемлемая часть в жизни человека, во многом определяет его сущность.

Аристотель: «В общении не нуждаются только животные и Боги», поэтому общение необходимо для человека

Общество для человека играет след. роль:

1. Выживание

2. Обеспечивает удовлетворение потребности

3. Способствует развитию и самореализации (в обществе человек учится мыслить, в обществе человек проявляет свою индивидуальность)

Люди, их деятельность и взаимоотношения, очень многогранны, поэтому общество имеет очень много аспектов своего существования. Его изучают множество наук. Поэтому употребляется понятие «общество» очень широко.

Разные науки, изучающие общество, делают упор на какую-то одну его сторону: социология изучает взаимодействие групп общества, экономика изучает производство и распределение, история изучает развитие общества и т.д.


Раздел философии изучающий общество называется социальной философией.

Философское понятие общества. Общество – это исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми, постоянно взаимодействующими между собой по поводу удовлетворения потребностей.

Взаимодействие людей упорядочено, поэтому любое общество представляет собой систему. Система включает в себя:

- людей и их группы

- их совместную деятельность

- взаимоотношения

- правила, регулирующие взаимоотношения

Проблемы, рассматриваемые соц. философией:

- проблема соотношения материальной и духовной жизни общества

- причины, влияющие на развитие общества

- основные тенденции и перспективы развития общества

- соотношение между прошлым, настоящим и будущим

- роль отдельного человека в общественной жизни

- особенности социальных наук (социального познания)

Для изучения экономики соц. философия нужна, т.к. для того, чтобы определить куда движется экономика, нужно знать общество в целом (динамику, тенденции и т.д.)
Основные подходы к объяснению связей и закономерностей общества:

1. Натурализм (английские и французские просветители; Л. Гумилев; Т. Мальтус)

Согласно этой теории, общество является частью и продолжением природы; развивается по законам природы; типы общества определяются природными условиями.

Монтескье говорил, что тип общества зависит от климата, в котором он развивается. На юге климат благоприятный для жизни, поэтому у людей нет стимула для того, чтоб работать; и чтоб как-то там организовать людей нужна деспотическая власть; на севере природные условия суровые – человек, чтоб выжить, должен чем-то заниматься, поэтому в деспотизме здесь необходимости нет

Гумилев связывал основные периоды человеческой истории с космической энергией.

2. Идеализм (Платон; религиозные мыслители; Гегель)

Структура общества и особенности его развития определяются особенностями человеческого сознания. Прежде, чем измениться общество, должно измениться человеческое сознание.

3. Материализм (Аристотель; К. Маркс и Ф. Энгельс; западники; вся советская философия)

По мнению Маркса и Энгельса, в основе любого общества лежит производство, материальный продукт. В процессе производства люди начинают думать, выстраивать отношения.



Современные философские теории стремятся вышеперечисленные подходы синтезировать.


  1. Природа и общество

Природа (в широком смысле) – часть материи

Природа (в узком смысле) – часть материального мира, не созданная человеком

Общее между природой и обществом:

- Являются системами

- Существует детерминация (существуют определенные законы)

Различия:

- Детерминация в природе повторяющаяся

В обществе, кроме объективных сил, действуют свободные личности
Взаимодействие природы и общества.

1 этап. Первобытное общество (люди занимались охотой и собирательством, т.е. не создавали ничего нового, а лишь брали, что могла дать природы)

Человек слабо выделял себя из природы

Человек зависел от природы и влиять на нее не мог

2 этап. Традиционное общество

Человек занялся производящим хозяйством. Зависимость от природы уменьшилась; страх перед природ. явлениями пропал. Человек осознает свою власть над природой, т.к. способен ее изменить.

3 этап. Индустриальное общество

Развитие техники, в том числе с/х. Техника дала возможность человеку очень серьезно воздействовать на природу. Природа воспринималась как объект, который можно использовать, на который можно воздействовать.

Экологические проблемы

4 этап. Информационное общество

Человек осознает, что возможности природы не безграничны. Характерны различные мероприятия по сохранению и восстановлению природы.
Природа влияет на человека и общество:

- Человек – биосоциальное существо, т.е. природное является частью человеческой сущности. В обществе существует множество групп, образованных по природным признакам (семья, нация).

- Природа – среда обитания человека. Типы общества, деятельность людей во многом зависят от природных условий, в которых общество существует.

- Природа является материалом для человеческой деятельности. В основе техники лежат законы природы

- Природа является условием для развития человека (например, благоприятный климат, натуральные продукты способствуют человеческому здоровью)
Человек влияет на природу:

- негативное влияние: загрязнение; разрушение природных комплексов; уничтожение целых видов животных и растений; человек нарушает экологическое равновесие

- положительное влияние: создает новые природные комплексы (лесопарк, заповедник и т.д.); спасает многие виды растений и животных, выводит новые виды

На данный момент главная задача – сделать так, чтоб вредное влияние на природу становилось как можно меньше


  1. Основные проблемы философии истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Философия истории – это раздел социальной философии, изучающий развитие общества и его проблемы.

Проблемы философии истории:

- проблема периодизации (какие этапы проходит общество в своем развитии; по какому принципу эти этапы нужно выделять)

- проблема специфики законов развития общества

- проблема соотношения закономерностей и случайностей

- проблема общего и особенного

- проблема объективного и субъективного

- проблема смысла исторического развития- проблема прогресса общества и его критерии
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распро­странены, обоснованы, популярны):

1. Формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. 

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:

• первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (социалистическая).

Формационный подход имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Достоинства — понимание истории как закономерного объек­тивного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки — не учитываются другие факторы (культурные, национальные, спонтанные), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). 
2. Цивилизационный подход 

Разработчики: Н.Я. Данилевский; О. Шпенглер; А. Тойнби, К. Ясперс. Единого разработчика, на которого все в последствии ориентировались бы, в этом подходе нет.


Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

Цивилизацию разные теоретики понимали по-разному:

Цивилизация – определенная стадия развития общества (уровень развития общества).

Цивилизация – отдельное общество с характерными особенностями.

Цивилизационный подход делает упор на деятельность людей, на поведенческую культуру.
Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

Всякая цивилизация в своем развитии последовательно проходит через пять основных этапов, или стадий - рождение, рост, перелом, разложение, гибель.


  1. Теория постиндустриального общества.

Наиболее знаменитые разработчиками теории постиндустриального общества были Д. Белл (работа - «Теория постиндустриального общества»), Э. Тофлер (работа - «3-я волна»).

Тофлер в своей работе описывает три исторически сложившихся типа общества:

- традиционное (аграрное);

- индустриальное (техногенное);

- постиндустриальное (информационное).
1. Традиционное общество.

Его началом Тофлер считает возникновение производящего хозяйства, т.е. возникновение скотоводства и земледелия. В Западной Европе традиционное общество закончилось в XV веке.

Для традиционного общества характерно:

- основной деятельностью было производство продуктов питания, т.е. сельское хозяйство

- все остальные виды деятельности (ремесло, торговля) носили вспомогательный характер; являлись второстепенными

- уровень специализации – низкий

- характерно натуральное (или полунатуральное) хозяйство

- низкий уровень развития техники