Файл: Неготовность к материнству возможные последствия для матери и ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
по дисциплине:
на тему:
«Неготовность к материнству: возможные последствия для матери и ребенка»
Выполнил:
город – 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Психологическая готовность/неготовность женщины к материнству 3
2. Материнское поведение и психологическая неготовность 5
женщины к материнству 5
3. Психологические факторы неготовности к материнству 6
4. Неготовность к материнству как фактор психологического риска неадекватного обращения матери с младенцем 7
5. Последствия неготовности к материнству для женщины 11
Список использованной литературы 12
1. Психологическая готовность/неготовность женщины к материнству
Одним из актуальных вопросов современности является обеспечение психической и физической полноценности будущего поколения. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние годы только 15% детей, рожденных в нашей стране, появились на свет в нормальных условиях и при благоприятных обстоятельствах1. Все остальные дети, по-видимому, составляют группу риска и имеют основания для приобретения хронических заболеваний в будущем. Современные исследования в области здравоохранения и психологии раннего развития свидетельствуют о том, что одним из важнейших факторов влияющих на будущее здоровье ребенка, является течение беременности матери и ее готовность обеспечить необходимые условия развития ребенка после рождения. В свете этого проблема сохранения здоровья и психологического благополучия беременной женщины и будущего ребенка является одной из фундаментальных проблем современного общества. Влияние физического и психического здоровья и психологического благополучия матери на здоровье и успешность развития ребенка послужило основанием выделения изучения материнства в самостоятельное психологическое направление.
Понятие «психологическая готовность» определяется в психологии как психическое состояние, основной характеристикой которого является мобилизация ресурсов человека для выполнения конкретной задачи2. Состояние готовности может помочь женщине верно применять знания и навыки, личностные качества, сохранять самоконтроль и практически сразу перестраивать целевую деятельность при появлении проблем с ребенком.
Круг вопросов, связанных с изучением психологической готовности к материнству, входит в ряд наиболее социально важных. В последнее время у молодого поколения отмечаются серьезные изменения в представлениях о ценности материнства, что выражается в уменьшении ценности семейного образа жизни, потребности в детях, смещении рождения первого ребенка к более зрелому возрасту либо в сознательном нежелании иметь детей
3.
Психологическая готовность к материнству во многом обуславливает поведение женщины во время беременности, настрой на роды, особенности взаимодействия с ребенком до и после его рождения 4.
Особо значимым является отношение матери к будущему ребенку, которое во многом определяет первичный опыт ребенка. Характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком являются одним из факторов, влияющих на формирующаяся психику. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. По мнению многих исследователей, психологическая неготовность женщины к материнству может быть одной из причин нарушений условий развития ребенка, особенно на ранних этапах этого развития (А. Я. Варга, Д. В. Винникотт, М. В. Колоскова, К. В. Солоед). Отсюда напрашивается вывод, что подготовка к материнству должна начинаться задолго до факта наступления беременности.
Однако стоит отметить ещё один тренд — ежегодное снижение численности детей, от которых родители отказываются сразу после рождения. Если в 2014 году их численность составляла 4983 человека, то к 2021 она снизилась практически в три раза — до 1795 детей. Система поддержки беременных женщин и матерей в роддомах действительно стала работать лучше. Работа специалистов направлена на профилактику отказов от новорожденных. По сигналу обученный психолог в течении 30 минут начинает работу с роженицей, которая изъявила желание отказаться от новорожденного. Женщине предлагаются все виды социальных услуг, в том числе помещение в отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это лишний раз подтверждает тот факт, что в период беременности смысложизненные ориентации у женщин могут претерпевать определенные трансформации, что, соответственно, подчеркивает необходимость оказания ей психологической поддержки и помощи.
2. Материнское поведение и психологическая неготовность
женщины к материнству
Угроза прерывания беременности часто отражает системную неготовность самой женщины стать матерью, включая актуальные условия ее жизни. Исследование материнства происходит в психологии в разных аспектах, в рамках психологических школах и направлений. Соответствующие стороны поведения будущей матери затрагивает психология личности, детская и педагогическая психология.
Важное значение материнского поведения для детского развития, включая его сложную структуру и путь развития, разнообразие культурных и индивидуальных вариантов, а также большое число современных исследований в этой сфере, дают возможность рассматривать материнство как самостоятельную реальность, которая требует разработки целостного научного подхода.
Исследования в области психологии материнства показали, что психологическая неготовность женщины быть матерью — основная причина нарушений развития детей. Особенно это относится к ранним стадиям развития.
Одно из проявлений психологической неготовности женщины к материнству представлено ее внутриличностным конфликтом, который приводит к нарушению течения беременности и родов. Ученые рассматривают несколько форм нарушений течения беременности, самой распространенной из которых считается угроза прерывания беременности. Она приводит к невынашиванию беременности или к нарушению развития плода.
На основе современных исследований в сфере психологии материнства, психологии и психосоматики беременности выделяют 3 группы факторов, которые определяют внутренний конфликт матери в ее неготовности к материнству. Они влияют на нарушение течения беременности и включают:
-
Психологические факторы, -
Социальные факторы, -
Соматические факторы5.
Для женщин, которым грозит угроза прерывания беременности, в отличие от женщин с нормально протекающей беременностью, характерно сочетание данных факторов. Они характеризуют ее внутренний конфликт и неготовность быть матерью.
3. Психологические факторы неготовности к материнству
Внутриличностный конфликт женщины, которая имеет угрозу прерывания беременности, включает несколько психологических факторов. Они включают:
-
личностные особенности беременной женщины, -
особенности материнской сферы, -
нарушения в онтогенезе материнской сферы, -
актуальную неготовность родить ребенка6.
У женщины с угрозой прерывания беременности наблюдаются чаще всего нарушения психологической составляющей материнской сферы. Они способны провоцировать проявление напряженного внутреннего конфликта, нарушая течение беременности.
Возникновение внутреннего конфликта в материнской сфере такой женщины происходит по причине неадекватного протекания онтогенеза (нарушаются ранние диадические отношения, искажается формирование материнских инстинктов в игровом периоде, не достаточно опыта взаимодействия с младенцами). Конфликт внутри личности приводит к искажению образа ребенка и себя как матери.
Угроза прерывания беременности для женщин характеризуется актуальной неготовностью к материнству. Она может проявиться из-за наступления незапланированной беременности, неадекватной организации жизненного пространства, деструктивного типа гестационной доминанты, отрицательных переживаний беременной и ситуации материнства.
4. Неготовность к материнству как фактор психологического риска неадекватного обращения матери с младенцем
До сих пор остается неясным, могут ли воздействия со стороны внешней среды стать причиной истинного психического заболевания младенца. Бесспорно, однако, что они могут ухудшить его психическое здоровье, нарушая адаптивные процессы, или создавая условия для изолированного развития некоторых психических функций. Проблема взаимоотношения материнского фактора (как одного из важнейших средовых воздействий) и психического здоровья ребенка весьма широко представлена в зарубежных публикациях, в отечественной же психологии такие исследования не проводились. В настоящей работе сделана попытка проанализировать некоторые из возможных социальных условий, которые складываются еще до рождения ребенка и определяют «социальную ситуацию его развития» (термин Л. С. Выготского) в течение ранних периодов жизни ребенка
Известно, что стрессогенные воздействия влияют на анатомо-физиологическую основу психических функций, которые находятся в процессе становления. Источником возможных стрессогенных воздействий для младенца служит семья и, прежде всего, его отношения с матерью и отцом. Родители являются объектами первой младенческой любви, их неадекватная реакция на нее рассматривается многими исследователями как серьезное психотравмирующее воздействие, которое неблагоприятно отражается на эмоциональном развитии ребенка
В экспериментах на животных Harlow и Suomi (Harlow H. , Suomi S. , 1974) показали, что физическая сепарация младенцев обезьян от их матерей посредством прозрачной перегородки приводила к развитию у них психопатологической симптоматики, которую психиатры оценивали как шизофреноподобную. Обезьянки вырастали замкнутыми, агрессивными, с садомазохистскими наклонностями, и были не способны к выполнению родительской роли.
Мотивационное обеспечение психологической готовности к материнству у 21 из 50 обследованных женщин характеризовалось особенностями, которые с нашей точки зрения могут впоследствии оказать неблагоприятное влияние на психическое развитие их детей. У 7 женщин на всем протяжении беременности сильный мотивационный конфликт препятствовал перестройке иерархии мотивов. 14 женщин даже к концу беременности оставались внутренне неготовыми к принятию новорожденного, мотив, связанный с материнством, не приобрел у них ведущего значения в системе переживаний. Более того, будущий ребенок воспринимался как преграда для удовлетворения более значимых мотивов, что создавало высокую тревожность, которая сопровождалась попытками ее рационализировать на различных объектах. Мы рассматриваем такое состояние мотивационного обеспечения готовности к материнству как вероятный фактор психологического риска для психического развития ребенка, который может привести к депривации его психического развития.
Данные, полученные при анализе сознания и самосознания беременных женщин, позволяют предположить, что определенные особенности этих сфер могут создавать психологические условия риска по возникновению отклонений в психическом развитии будущего ребенка7. У большинства испытуемых нами была выявлена определенная динамика образа ребенка, который к концу беременности становился все менее и менее конкретным. Однако у 20 женщин образ ребенка оказался либо жестко структурированным, либо не менялся на протяжении беременности. Предполагается, что в этих нетипичных для большинства испытуемых случаях создавалась реальная основа для противоречия между ожидаемыми и реальными свойствами ребенка, что может повлиять на материнское отношение к родившемуся ребенку, на выполнение ею важнейших материнских функций (в частности, создание особого аффективного поля, насыщенного чувством любви и эмоцией приятия; обеспечение материнской заботы и необходимой ласки). Это можно рассматривать как проявление пассивной материнской позиции, которая предположительно может увеличить риск депривационных нарушений у младенца. Аналогичную угрозу мы видим в 4% случаев, когда образ ребенка оказался не включенным в сферу самосознания матери8. Таким образом, отсутствие динамики образа ребенка в течение беременности, его жесткая структурированность и невключенность образа ребенка в структуру самосознания матери мы предлагаем рассматривать в качестве факторов, которые могут стать причиной формирования неблагоприятного материнского отношения, которое, как известно, создает риск психического неблагополучия младенца.