Файл: Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В итоге анализа теорий, рассмотренных выше, можно сделать краткий вывод в виде таблицы 1. Данные выводы могут помочь в рассмотрении дальнейших теоретических исследований.

Таблица 1 – Теоретические концепции, изучающие агрессию

З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер

Агрессивное поведение является инстинктивным и неизбежным.

Д. Доллард

Фрустрация во всех ведёт к агрессии в различных формах. Агрессия всегда является итогом фрустрации.



















Бандура А. Уолтерс Р

Агрессия является скопированным поведением вместе с социализацией посредством наблюдения такого образа действий и социальное подкрепление.

Л. Берковиц, Зиллман

Когнитивные модели агрессии актуализируют эмоциональные и познавательные процессы в воспроизведении агрессивного поведения.

Э. Фромм, К. Лоуренс

Злокачественная и доброкачественная агрессия.


Данные способы изучения агрессивного поведения применяют при анализе проблемы с разных сторон, однако направлены на одну цель: научиться профилактике агрессивного поведения и заниматься её предотвращением. В каждом описанном способе говориться об агрессии как о разрушающем факторе сегодняшнего общества, с которым следует уметь справляться.

Следует принять тот факт, что агрессия помогает поддерживать жизнь и является ответом на опасность для витальных потребностей. К. Лоренц утверждает, что агрессия – это значимый компонент эволюционного развития, из чего следует, что можно говорить только о рассмотрении уменьшения интенсивности и глобальности агрессии, потому что инциденты убийства, насилия или тех же драк не обходятся без участия жестокости и агрессии. Для того, чтобы снизить уровень агрессии среди студентов, нужно проанализировать, что оказывает влияние на проявление агрессии, которая берёт начало изнутри. Данная работа будет посвящена прослеживанию связи между агрессией и самооценкой.


1.2 Понятие самооценки


Важными составляющими элементами самосознания являются самооценка и самоотношение. Самооценка – это собственная оценка индивидуумом своих способностей, черт и места относительно других людей. Самооценка проявляется различными способами, видами, различными уровнями организованности, как эволюционирующая система. Самоотношение в качестве отношения личности к самой себе, работает как некое «зеркало», исполняет функции самовыражения и самореализации, сохранения собственной стабильности и континуальности Я, саморегуляции и самоуправления, психологической защиты, личного внутреннего диалога.

Самосознание не является врождённым, а приходит постепенно. Трактовка слова «самооценка» существует в разных интерпретациях и все они в чём-то похожи, но все же существует разница. Для более конкретного определения нужно проанализировать проблему трактовки данной концепции, рассматривая её с различных сторон [1, с. 202].

Понятие «самооценка» содержит в себе довольно широкий спектр физических, поведенческих, психологических и социальных черт личности, которые зависят от оценивания себя в рамках этих характеристик. Анализ данной концепции обычно начинается с изучения самосознания личности. Помимо личности, есть некоторые концептуальные отличия, которые предоставляют возможность определить понятие «самооценка». В самых распространённых трактовках отмечается, что понятие «самооценка» в психологической литературе определяется как сложная система, которая предопределяет природу автономности личности и вбирает в себя общую самооценку, демонстрирующую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя и также туда входит частная самооценка, показывающая отношение к конкретным сторонам.

«Самооценка может обладать разным уровнем осмысленности. На сегодняшний день, в рамках психологических наук есть определённое количество теоретических подходов, относящихся к проблеме самооценки, процесса ее образования и развития. Наука России, в рамках основных положений теории Л.С. Выготского, определяют самооценку как элемент самосознания личности в рамках жизнедеятельности и коммуникации: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [2, с. 45].


В работах учёных советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом отношениях изучена проблема становления самосознания и самооценки в рамках эволюции личности. Эти исследователи определяют самооценку как сложноорганизованный и многогранный элемент самосознания, который есть непосредственным выражением оценки других людей, которые принимают участие в развитии личности. А.Н. Леонтьев дополнительно отмечает, что к когнитивному элементу добавляется эмоциональный компонент, давая возможность осмысления самооценку посредством категории «чувство», как фиксированное эмоциональное восприятие, обладающее «выраженным предметным характером, который рассматривается в качестве особого обобщения эмоций». Подобную связь умственного и эмоционального элементов описывает И.И. Чеснокова, рассматривая самооценку в качестве совокупных результатов познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе, определяет общую самооценку как объединение отдельных самооценок, в которой прослеживается восприятие личностью ее сути. «Переживания, обусловленные самосознанием, суммируются в эмоционально-ценностное понимание себя. Совокупность итогов познания себя и эмоционально ценностное восприятие себя фиксируется в самооценку, которая имеет в себе контроль поведения личности, как главный мотив» [4, с. 133].

В соответствии с психологической лексикой, самооценка – это оценивание себя, собственных способностей, качества и положения относительно остальных людей. В контексте восприятия ядра личности, самооценка – это значимый модератор ее поведения. В зависимости от чувства собственного достоинства находится и отношение индивида к другим людям, его критичность, критерии самого себя, переживание к успеха и неудачи.

Среди работ российских психологов демонстрируется воздействие самооценки на когнитивную деятельность человека и положение самооценки в структуре отношений другими людьми.

1.3 Влияние самооценки на агрессивное поведение в период юношеского возраста


Говоря о юношеском возрасте, необходимо подчеркнуть, что его возрастные рамки в научной литературе по сей день остаются точно не определёнными. Однако, в конце концов, возрастные рамки, определяемые учеными, соответствуют периоду получения образования в вузе большинства студентов России. Юношеский возраст представляется весьма сложным для личности периодом.


Прежде всего, он характеризуется кризисом 17 лет, который по уровню сложности можно соотнести с кризисами 3 и 11 лет. Большинство студентов первых курсов в России – это семнадцати- и восемнадцатилетние девушки и молодые люди, которые во время обучения проходят через такой кризис [3, с. 67].

Некоторые исследователи относят юность к этапу приготовления к более поздним этапам. Однако, на сегодняшний день, в психолого-педагогической литературе более ранние возраста с меньшей частотой относят к этапу «подготовки к взрослой жизни». Детство, подростковый возраст, юношество являются неотъемлемыми компонентами жизни человека. Однако юноша, относительно ребенка и подростка, юридически имеет такие же права и обязанности, как и у взрослого человека.

Данный возраст отличается активностью общественной жизни. Юноши и девушки превращаются в полноправных членов социума с юридической точки зрения. Если изучить социальную ситуацию развития, следует подчеркнуть, что в юношеском возрасте она имеет резкую перемену образа жизни и социальных взаимоотношений. Социальная ситуация влияет на неотвратимость выбора касательно будущего жизненного пути, профессии, и такой выбор сильно воздействует на модель поведения. Перемены в образе жизни, социальном статусе, социальной группе, приспособление к уже совершенно другому коллективу и другим жизненным условиям обуславливают возрастной кризис, который способен стать причиной состояния стресс-фрустрации и вызывать агрессию, которая появляется по причине фрустрации.

Было установлено, что люди юношеского возраста в 50-ти процентах случаев проявляют экстрапунитивные реакции, и с почти в два раза меньшей частотой интрапунитивные и импунитивные.

Экстрапунитивная фрустрация скорее характерна для юношей и девушек, имеющих устойчивый тип нервной системы, а интрапунитивная – более слабых в этом плане. Экстрапунитивные реакции с повышением уровня интеллекта снижают свою частоту проявлений, а интро- и импунитивные – напротив, становятся более частыми.

Выходит, что определяя роль фрустрации в появлении юношеской агрессии, обнаруживается связь таковой с биологическими факторами и с интеллектом студента [5, с. 88].

Уместным будет подробнее остановиться на анализе исследований в области агрессивности и самооценки. Начать необходимо с изучения исследований, которые посвящены агрессии.