Файл: Сертификация продукции и услуг Сущность и значение сертификации.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Сертификация продукции и услуг
Сущность и значение сертификации
— защита потребителя от недобросовестности изготовителя;
— контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями;
— содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
— содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
2. Определение перечня (номенклатуры) обязательных показателей:
- безопасности для потребителей и окружающей среды;
Виды и формы сертификации. Добровольная и обязательная сертификация.
Существуют две формы сертификации:
Сертификация независимыми органами. Госстандарт национальный орган России по сертификации.
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
Система сертификации продукции
Классификация системы сертификации:
В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:
- законодательные акты Российской Федерации;
Правила Системы применяются при проведении обязательной и добровольной сертификации услуг.
Системы сертификации однородных услуг регистрируются Госстандартом России.
Сертификацию услуг проводят аккредитованные органы по сертификации услуг.
Участниками сертификации услуг являются:
- национальный орган по сертификации - Госстандарт России;
-центральные органы систем сертификации однородных услуг;
Схемы сертификации услуг содержат три элемента доказательств соответствия:
-оценку соответствия оказания услуг установленным требованиям;
-проверку или испытания результатов услуг;
-инспекционный контроль сертифицированных услуг.
Правила по проведению сертификации в РФ
(с изменениямиот 5 июля 2002 г.)
Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции.
Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
Ответственность за качество продукции (услуг) и нарушение требований сертификации
Сертификация продукции и услуг
Сущность и значение сертификации
Сертификация это комплекс действий, в результате которых посредством специального документа – сертификата или знака соответствия – подтверждается соответствие продукции требованиям международных или национальных стандартов.Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.— защита потребителя от недобросовестности изготовителя;
— контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями;
— содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
— содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
— создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.Задачи сертификации
Задачи сертификации
1. Создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции, с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений.2. Определение перечня (номенклатуры) обязательных показателей:
- безопасности для потребителей и окружающей среды;
- совместимость;
- взаимозаменяемость.
Виды и формы сертификации. Добровольная и обязательная сертификация.
Существуют две формы сертификации:
Самосертификация: гарантирование соответствие продукции установленным требованиям самим производителем.
Сертификация независимыми органами. Госстандарт национальный орган России по сертификации.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей на соответствие требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Обязательная форма подтверждения качества в России применяется для продукции, которая, так или иначе может повлиять на безопасность людей, их имущество и окружающую среду. На такие группы товаров оформляется обязательный сертификат. Данная процедура включает в себя различные схемы оформления сертификатов. Самые распространенные - это оформление сертификата соответствия на контракт, на серийный выпуск и на определенную партию продукции.
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
Признаки | Обязательная | Добровольная |
1. Основные цели проведения | Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг) | Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги). |
2. Основание для проведения | Законодательные акты РФ | По инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и ОС |
3. Объекты | Перечни товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации, утвержденные Правительством РФ | Любые объекты |
4. Сущность оценки соответствия | Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящим обязательную сертификацию | Оценка соответствия любым требованиям заявителя. |
5. Нормативная база | Государственные стандарты, Санитарные правила и нормы, и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) | Стандарты различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем |
Система сертификации продукции
Система сертификация – это совокупность членов сертификации, которые осуществляют ее согласно установленным внутри этой системы правилам. При этом каждая из сертификационных систем имеет свой собственный свод норм и правил, по которым проводится процедура сертификации.Классификация системы сертификации:
- национальная. Такая система создается на национальном уровне. Здесь центральным органом выступает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии сертификации.
- региональная. Эта система создается на уровне нескольких стран любого из регионов всего мира. Пример такой системы: Европейская экономическая комиссия ООН. На сегодняшний день региональный уровень представлен примерно 100 сертификационных систем и соглашений.- международная. Такая система создается рядом стран разных регионов мира, а создателем выступает правительственная международная организация. Ведущие позиции здесь принадлежат ISO.
Система сертификации ГОСТ – это совокупность систем сертификации схожей по нескольким признакам продукции.
Одним из типов системы сертификации является система сертификация ИСО (ISO), которая представляет собой процедуру, в письменном виде подтверждающую соответствие проверяемых товаров установленным государственным нормам. Эта система считается одной из самых популярных, ее результаты признаются даже на международном уровне.Схемы сертификации продукции
Схемы сертификации продукции – это определенный порядок, в котором проводится процедура подтверждения соответствия. Они могут отличаться в зависимости от вида сертифицируемой продукции, ее объема, целей, с которыми проводится сертификация. На сегодняшний день в системе ГОСТ Р существует 10 схем сертификации. Выбор формы и схемы сертификации оговаривается с заявителем, сертификат может быть оформлен на производителя/контракт/партию. Схема № | Описание |
1 | Ограничивается испытанием типового образца , взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции. |
1а | Включает дополнительно к схеме 1 анализ состояния производства. |
2 | Предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в обращении. |
2а | Содержит дополнение к схеме 2 - анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия. |
3 | Предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата соответствия – инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе производителя перед отправкой потребителю. |
3а | Предусматривает испытание продукции и анализ состояния производства до выдачи сертификат соответствия, а также инспекционный контроль по схеме 3 |
4 | Подразумевает испытание продукции, только образцы отбираются как со склада производителя, так и у продавца. |
4а | Подразумевает анализ состояние производства до выдачи сертификата и испытание продукции по схеме 4. |
Схема № | Описание |
5 | Подразумевает испытание продукции и сертификацию производства до выдачи сертификата соответствия. |
6 | Подтверждает систему качества на производстве. Если у предприятия имеется сертификат системы качества, то ему достаточно обратиться в аккредитованный орган по сертификации с заявлением на разрешение использования знака соответствия. |
7 | Включает в себя испытание партии продукции. |
8 | Состоит из испытания каждого изделия, изготовленного производителем. |
9 | Не предусматривает испытание продукции, основываясь на заявление-декларацию заявителя. Данная схема подходит для небольших партий продукции. |
10 | Подразумевает испытание продукции, взятых и у производителя и у продавца. |
10а | Подразумевает инспекционный контроль и испытание продукции по схеме 10. |
Сертификация услуг (работ)
Сертификация услуг (работ) — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:
- технические регламенты таможенного союза, технические регламенты ЕврАзЭс, технические регламенты РФ;
- законодательные акты Российской Федерации;
- правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
- государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.Область применения
Система сертификации услуг функционирует в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации" и правилами оказания услуг населению по группам услуг, утверждаемыми в установленном порядке.Система распространяется на сертификацию услуг, оказываемых населению как отечественными предприятиями, так и иностранными фирмами, а также гражданами - предпринимателями.
Правила Системы применяются при проведении обязательной и добровольной сертификации услуг.
Основные положения
Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
Система сертификации услуг формируется путем создания систем сертификации по группам однородных услуг.
Системы сертификации однородных услуг регистрируются Госстандартом России.
Сертификацию услуг проводят аккредитованные органы по сертификации услуг.
Номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы управления .
- провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам и функциональному назначению;
- подтвердить соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в нормативных документах.
Участники сертификации
Участниками сертификации услуг являются:
- национальный орган по сертификации - Госстандарт России;
-органы государственного управления, осуществляющие работы по сертификации услуг в соответствии с законодательством;
-центральные органы систем сертификации однородных услуг;
-аккредитованные органы по сертификации, испытательные и социологические лаборатории, исполнители услуг.
Схемы сертификации услуг
Схемы сертификации услуг содержат три элемента доказательств соответствия:
-оценку соответствия оказания услуг установленным требованиям;
-проверку или испытания результатов услуг;
-инспекционный контроль сертифицированных услуг.
Установлено 5 схем сертификации услуг, построенных таким образом, что каждая последующая схема включает в качестве составной части процедуры, установленные предыдущей схемой.
№ Схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 | Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 | Анализ состояния производства | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль состояния производства |
4 | Оценка организации (предприятия) | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль соответствия установленным требованиям |
5 | Оценка системы качества | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль системы качества |