Файл: Психологическая подготовка к экзаменам Подготовила педагог психолог.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Психологическая подготовка к экзаменам
Приемы психологической подготовки учащихся к экзаменам
конструктивное отношения к экзамену;
Причины волнения перед экзаменами:
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? Экзамены на «5» :
1. Приспособиться к окружающей среде.
2. Контроль над позитивными мыслями.
Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.
Дайте новое , нейтральное название слову
Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.
Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена.
выдох в два раза длиннее вдоха.
вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае сильного напряжения нужно
перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Помассируйте области мочек уха в течение 2-х минут
Как вести себя во время сдачи экзаменов?
2. Имеет и постоянно поддерживает позитивный настрой на успех.
3. Сам обеспечивает себе высокую степень мотивации к успешной сдаче экзамена.
4. Адекватно оценивает свои способности, имеет представление о специфике умственного труда.
5. Знает сильные и слабые стороны своего характера и умеет практически использовать эти знания.
6. Стойко преодолевает препятствия, появляющиеся на пути к достижению цели.
7. Извлекает рациональное зерно из критики в свой адрес, в меру самокритичен.
Продукты, улучшающие внимание.
Влияние продуктов на восприятие информации и эмоции.
ЛИМОН – освежает мысли и облегчает восприятие информации.
ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга.
КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции.
БАНАНЫ содержат серотонин –вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
Психологическая подготовка к экзаменам
Подготовила:
педагог –психолог
Халимон
Марина Николаевна
г. Наро-Фоминск, 2016г.
Приемы психологической подготовки учащихся к экзаменам
Задачи сегодняшнего занятия:
выработать
конструктивное отношения к экзамену;
научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год;стать более внимательным и организованными.
Практикум:
Экзамен для меня – это…
закончи предложение.
Причины волнения перед экзаменами:
1. страх – «А вдруг провалю»;
2. недостаток подготовки;
3. волнение родных, близких и окружающих.
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
1. Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони.
Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. 2. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? Экзамены на «5» :
1. Приспособиться к окружающей среде.
Мощным источником стресса для учащихся, сдающих экзамен, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги - члены экзаменационных комиссий
Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся, целесообразно, по возможности, побывать на месте будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки.
С этой же целью проводятся
пробные экзамены.
2. Контроль над позитивными мыслями.
Доказано, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие, а мысли по поводу этого события (например предстоящий экзамен).
Необходимо регулировать ход своих мыслей относительно предстоящего экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.
Практикум:
Приведите примеры позитивных мыслей по поводу экзамена.
3. Переименование
Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным :
не « трудное испытание»,
не « стресс»,
не « крах»,
а просто «тестирование».
Практикум:
Дайте новое , нейтральное название слову
« Экзамен - ……… »
4. Внутренний диалог.
Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход.
Практикум:
Какие возможные стрессовые ситуации могут возникнуть на экзамене?
Ваши действия по решению данной ситуации.
5. Настроиться на успех, удачу!
Абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута!
Практикум:
Вспомните приятное событие в вашей жизни. Это может быть успешное выступление, удачный ответ, когда вы испытывали полное удовлетворение, измерьте свой пульс.
Вспомните, когда вас очень сильно кто- то обидел, вы плакали, долго не могли забыть это событие, измерьте свой пульс
Запишите (высскажите) вывод.
А кто знает как можно измерить свое артериальное давление?
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для этого для них необходимо определенное количество жидкости. Его недостаток снижает скорость нервных процессов.
В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.
Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Практикум:
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Вариант упражнения «перекрестный шаг» в ситуации экзамена.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Зевота – зарядка для мозга!
Это мнение основано на растущем числе исследований, обнаруживающих тот факт, что зевота повышает эффективность работы ума. Зевота буквально пригоняет дополнительную кровь непосредственно к мозгу.Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в кору мозга.
Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.
Как правильно зевать?
Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.Дыхательная гимнастика
Поможет дыхательная гимнастика!
Успокаивающее дыхание:
выдох в два раза длиннее вдоха.
Мобилизующее дыхание:вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае сильного напряжения нужно
перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут
Практикум:
1.Делаем успокаивающее дыхание.
2. Делаем мобилизующее дыхание.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССА
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные
мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН
Практикум:
Помассируйте области мочек уха в течение 2-х минут
Как вести себя во время сдачи экзаменов?
Будь внимателен!
Соблюдай правила поведения на экзамене!
Сосредоточься!
Не бойся!
Начни с лѐгкого!
Пропускай!
Читай задание до конца!
Думай только о текущем задании!
Исключай!
Запланируй два круга!
Угадывай!
Проверяй!
Не огорчайся!
1. Уверен в своих силах.
2. Имеет и постоянно поддерживает позитивный настрой на успех.
3. Сам обеспечивает себе высокую степень мотивации к успешной сдаче экзамена.
4. Адекватно оценивает свои способности, имеет представление о специфике умственного труда.
5. Знает сильные и слабые стороны своего характера и умеет практически использовать эти знания.
6. Стойко преодолевает препятствия, появляющиеся на пути к достижению цели.
7. Извлекает рациональное зерно из критики в свой адрес, в меру самокритичен.
1. Принимает ответственные решения по поводу подготовки к экзаменам, инициативен в самоподготовке.
2. Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития.
3. Умеет ставить адекватные учебные задачи и поэтапно их решать.
4. Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность.
5. Эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам, не откладывает дел на потом.
6. Доводит начатое дело до завершения. Успех или неудачу воспринимает как жизненный урок.
Продукты, улучшающие память
МОРКОВЬ - облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен
веществ в мозге.
Перед экзаменом съешьте тарелку тертой моркови с растительным маслом.
АНАНАС - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина C,
Его в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасе очень мало калорий (100г. - 56 кал.). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Продукты, улучшающие внимание
АВОКАДО - источник энергии для кратковременной памяти
(например, при составлении
планов, расписаний, списков
покупок и т. д.) за счет высокого
содержания жирных кислот.
Достаточно 1/2 плода.
КРЕВЕТКИ - деликатес для мозга: снабжают организм важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г. в день. Обратите внимание: солить
только после кулинарной
обработки (варки или жарки).
Продукты, улучшающие внимание.
ЛУК РЕПЧАТЫЙ
помогает при
умственном переутомлении и
психической усталости;
способствует разжижению крови;
улучшает снабжение мозга
кислородом.
Доза: минимум 1/2
луковицы ежедневно.
ОРЕХИ особенно хороши, если Вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты).
Укрепляют нервную систему;
стимулируют деятельность мозга.