Файл: Философские категории форма и содержание ипримеры их проявления в медицине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.ГОРЬКОГО»
Кафедра психологии и педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Доклад
По философии
ТЕМА: Философские категории «форма и содержание» и примеры их проявления в медицине
Выполнил студент 2-го курса
Педиатрического факультета
группы № 4
Пир Анастасия
Преподаватель: Александровская В.Н.
Отметка о защите _____________________
Подпись преподавателя ________________
Донецк 2022
Содержание
Введение 2
Понятие, форма и содержание 3
Связь с медициной 5
Литература: 7
Введение
Каждая наука имеет свои основные понятия.
Понятие – это отражение предметов и явлений в обобщенной форме, это мысль, указывающая на общий и отличительный признак класса вещей. Наиболее общие понятия называются категориями. Различают конкретно-научные, общенаучные и философские категории. Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины и фармации. Понятия (общая идея) и категории - результат осознания становления и развития предмета научного исследования.
Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Они отражают как объективные характеристики общественных систем, так и формы самосознания, в которых происходит осмысление места человека в мире и обществе, роли целесообразной деятельности человека и его преобразования, способности человека быть субъектом разнообразной материальной и духовной деятельности, познание отношения человека к миру, обществу и себе.
Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Это - всеобщие познавательные структуры о
связях и отношениях, присущих всем областям реального мира, такие, как: материя, сознание, движение, пространство, время и мн. др. Все они служат и научным средством качественного преобразования мира и жизни людей.
Будущий ученый-медик должен различать объективный и всеобщий характер философских категорий и при этом понимать, что все они субъективны по форме, что позволяет ему более успешно познавать все направления мирового развития. Выработка системы философских категорий и понятий есть выражение прогресса в развитии научных знаний.
Философские категории сформировались на определенном этапе интеллектуального развития человечества. Их становление свидетельствует о революционном скачке в развитии абстрактного мышления. Первоначально они как особо обобщенные термины-понятия о вещах, предметах, процессах и явлениях природы начали складываться на уровне обыденного сознания.
Понятие, форма и содержание
Необходимость строгого различения "материи" и содержания сохраняется и при анализе собственно природных явлений: содержание здесь составляет вполне определенный (т.е. взятый в единстве с его формой) материальный субстрат, специфический для данного рода явлений, а не субстрат вообще. Обнаружение материального субстрата – первый шаг на пути познания содержания, т.к. содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутри состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену. В этом смысле само содержание выступает как процесс, состоящий в непрерывном изменении сторон, элементов вещи.
Диалектический материализм исходит из того, что мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления – это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений, т.е. идеализированная природа и социальная действительность, освоенные обществ. субъектом на данном этапе его развития. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием
, в т.ч. ее абстрактно-всеобщие связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления, т.е. форм, в к-рых протекает мышление как деятельная способность обществ. субъекта. К основным формам мышления принадлежат логические категории, понятия, суждения и умозаключения.
Из этого следует, что различие между формы и содержания мышления – это различие не по принципиально разному отношению к действительности, а только по той разной роли, которую выполняет одна сторона мышления по отношению к другой. Это – функциональное различие в пределах содержания мышления, лишь в результате длит. развития приведшее к относит. обособлению формы.
Связь с медициной
Категории «форма» и «содержание» представляют собой единство противоположностей, друг другу противостоят и в то же время друг без друга не существуют. В биологии и медицине, изучающих живую материю и поэтому имеющих специфические особенности, форма и содержание мыслятся несколько по-иному, а именно как структура и функция. Структура и функция диалектически едины. Не может быть бесформенного содержания, как и бессодержательной формы. Об этом образно сказал академик В.Х. Василенко: «Функция без структуры немыслима, структура без функции бессмысленна». В процессе развития живой материи движение обеспечивается главным образом функцией. В здоровом организме такое соотношение структуры и функции является нормальным. Но в патологии соотношение может быть иным. Так, в прямой зависимости от изменения структуры (формы) органа может быть значительно снижена либо повышена его функция. В медицине возникновение противоречий между структурой и функцией часто является началом патологии. Задача врача – вскрыть эти противоречия и найти пути для их разрешения.
Значение для врача проблемы соотношения категорий формы и содержания можно проиллюстрировать следующим образом. На кафедре философии студента учат единству структуры и функции, а в клинике ему внушают, что существуют чисто «функциональные» болезни, то есть не имеющие материального (структурного) субстрата. Функциональные изменения в значительной степени доступны быстрой фиксации, они наглядны, лежат на «поверхности» подлинной их сущности (и причины) – морфологических оснований. О теоретическом аспекте проблемы достаточно сказать следующее: всякое функциональное изменение имеет свой морфологический эквивалент. Конечно, сами функциональные изменения могут быть обратимы, что связано с различным характером морфологических перестроек. В организме существуют мощные генетически детерминированные механизмы, которые обеспечивают компенсацию измененных функций. Именно в связи с компенсаторными процессами функция может сохраняться при
разрушении части структурных элементов, обеспечивающих ту или иную функцию. Достижения современной биологии и медицины, позволяют «уверенно отрицать существование функциональных болезней, и дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функций» (А.И. Струков).
Заключение
Придавая большое значение философии в научном исследовании в то же время нельзя переступать грань, которая отделяет научную философию от натурфилософии. Проявлением натурфилософии является такой подход к познанию, когда факты вопреки логике подгоняются под априорно сконструированные теории и положения. Диалектический материализм далек от стремления, подменить конкретные науки и изучение отдельных фактов и явлений. Его задача состоит в том, чтобы методологически направлять ход конкретных исследований. Не давая готовых истин в определенном исследовании, диалектический материализм в то же время дает общее направление научному исследованию сокращая путь к достижению истины, предостерегая от возможных заблуждений и ошибочного истолкования фактов. Как заметил Д. Бернал: «Диалектический материализм больше относится к стратегии научного исследования, чем к его тактике».
К сожалению, теоретическая медицина (учение о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях органов и систем в организме и т.д.) пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, а не целостной системы знаний. Это в значительной мере объясняется тем, что исследования проводятся преимущественно в плане изучения частностей, а не их обобщения в стройную теоретическую основу медицины. Г. Селье писал: «Жизнь не является простой суммой своих составных частей… . Чем дальше вы расчленяете… живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и, в конце концов, вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы».
Без опоры на философию невозможно из разрозненных фактов создать единую теоретическую базу медицины. Врач сможет действовать наиболее рационально и эффективно только тогда, когда будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей функционирования организма, рассматривая человека как сложную биосоциальную систему. Достижение этой цели возможно только на основе синтеза философского и медицинского знания.
Литература:
1.Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;
2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;
3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.
4. Философия и медицина. Л., 1986.
5. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л., 1982.
6. Лисицын Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека – социальная ценность. М., 1988.
7. Материалистическая диалектика , 1981
8. Анохин А. М. Философские проблемы медицины // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В. В. Миронова. — М.: Гардарики2006.
9. Давыдовский И. В. Общая философия. — 2-е изд. — М.: Медицина, 1969
10. Хрусталев Ю. М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007