Файл: Тема Организация и нормативноправовые основы архивного дела.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1697

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Члены исторического архива занимаются исследованиями и публикациями. Среди наиболее важных работ, получивших чисто российское и международное признание произведений, можно выделить: «Быть может, пригодятся и мои цифры…». Материалы сахалинской переписи А.П. Чехова. 1890 год» (2005), фотоальбом «Последние залпы Великой войны. Сахалин и Курильские острова в августе 1945 года» (2010), «Благовест над островами (к 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии)» (2013), «Иван Ювачёв: Сахалинские дневники: в 2-х т. Т.1: 1890-1892 гг.; Т.2: 1893-1895 гг.» (2014), «По Земле Тысячи островов. Курильская экспедиция 1946 года» (2015), «Сахалинская каторга (вторая половина XIX – начало XX в.). Документы и материалы. В 2-х томах» (2015), «Аболтин В.Я. «Остров сокровищ: Северный Сахалин. Сборник документов и материалов» (2016)

Адрес сайта государственного исторического архива Сахалинской области – https://www.giaso.ru/.

Тема 3. Методика и практика архивоведения

1. Составить характеристику списка источников комплектования одного из государственных или муниципальных архивов Пермского края (другого субъекта Российской Федерации)

Для выполнения данного задания необходимо выбрать одно из архивных учреждений Российской Федерации. На сайте каждого архивного учреждения размещен список источников комплектования. Необходимо его проанализировать по следующим критериям:

- дата утверждения списка;

- количество источников комплектования;

- анализ формы приема документов;

- организации и учреждения, каких отраслей представлены в списке;

- дать рекомендации по включению список источников организаций и предприятий, документы которых имеют политическое, историческое, научное, культурное значение.

Государственного казенного учреждения Свердловской области

"Государственный архив Свердловской области".

На 30.01.2023 г. 290 источников комплектования, из них, по видам собственности, 220 – государственных и 70 – федеральных.

По формам приёма документов делится на три формы: полная, выборочная повидовая, выборочная групповая.

Из 220 государственных 198 – приняты по полной форме приёма документов, 22 по выборочной повидовой форме. Из 70 федеральных собственности из 68 были приняты пополной форме и из 2-х по выборочной повидовой форме.


В списке находятся следующие организации и учреждения:

Законодательные (представительные) органы государственной власти: Законодательное собрание Свердловской области.

Органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области:

Аппарат Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство экономики и территориального развития Свердловской области, Министерство агропромышленного комплекса и продовольственного рынка Свердловской области, Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Министерство инвестиций и развития Свердловской области, Департамент ветеринарии Свердловской области, Министерство общественной безопасности Свердловской области, Департамент внутренней политики Свердловской области, Департамент государственных закупок Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Министерство цифрового развития и связи Свердловской области, Департамент информационной политики Свердловской области, Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, Департамент по труду и занятости населения Свердловской области и т. д.

Территориальные межотраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области:

Администрация Южного управленческого округа Свердловской области;

Администрация Северного управленческого округа Свердловской области;

Администрация Западного управленческого округа Свердловской области;

Администрация Горнозаводского управленческого округа Свердловской области;



Администрация Восточного управленческого округа Свердловской области.

Территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти;

Свердловской области - Управление социальной политики № 23 по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и городам Верхняя Пышма и Среднеуральск;

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики № 24 по Кировскому району города Екатеринбурга и городу Березовский;

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 и т. п.

Избирательные комиссии:

Избирательная комиссия Свердловской области;

Верх-Исетская районная территориальная избирательная комиссия города Екатеринбурга;

Железнодорожная районная территориальная избирательная комиссия города Екатеринбурга;

Кировская районная территориальная избирательная комиссия города Екатеринбурга и т. д.

Государственные унитарные предприятия Свердловской области, государственные учреждения Свердловской области, организации:

Специализированное областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области;

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

Государственное казенное учреждение Свердловской области "Алапаевское лесничество";

Государственное казенное учреждение Свердловской области "Центр экологического мониторинга и контроля";

Государственное казенное учреждение Свердловской области "Дирекция лесных парков";

Государственное автономное учреждение Свердловской области "Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Свердловской области " и т. п.

Территориальные органы федеральных органов государственной власти и федеральные организации:

Уральское главное региональное управление инкассации - филиал Объединения "РОСИНКАС";

Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области;


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области;

Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации;

Уральская государственная инспекция пробирного надзора;

Федеральное бюджетное учреждение науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий" и т. д.

Негосударственные организации:

Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов;

Открытое акционерное общество "ВИЗ-Сталь";

Акционерное общество "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат";

Учреждение культуры "Музей истории Уралмашзавода";

Акционерное общество "Первоуральский новотрубный завод";

Закрытое акционерное общество "Пищепромпроект";

Свердловская железная дорога- филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

Акционерное общество "Северский трубный завод" и т. д.

Методические рекомендации по включению список источников организаций и предприятий, документы которых имеют политическое, историческое, научное, культурное значение состоят: из общих положений, четырёх разделов, последовательно раскрывающих процесс определения организаций-источников комплектования государственных, муниципальных архивов, составление, рассмотрение, утверждение списков организаций источников комплектования государственных, муниципальных архивов. Трех приложений, содержащих: список источников, форму списка организаций – источников комплектования государственного, муниципального архива, примерную классификационную схему его построения.

2. Составить в правильной последовательности перечень работ при упорядочении документов. Дать объяснение, что такое «экспертиза ценности», «описание документов», «виды описей»

Для выполнения данного задания необходимо указать в правильной последовательности этапы упорядочения документов для передачи на архивное хранение и указать основные требования при проведении каждого этапа.

Объяснить указанные термины, а в Приложении представить формы описей дел и акта о выделении дел к уничтожению.

В статье 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об архивном деле в Российской Федерации» содержится определение следующих понятий:


экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.

Под описанием документов понимается:

- процесс создания вторичной документной информации путем аналитико-синтетической переработки первичной информации, содержащейся в документах, и извлечения необходимых сведений из учетных и других документов архива с целью создания информации о документах для дальнейшего поиска и многоаспектного использования;

- собственно вторичная документная информация о составе и содержании документов, справочные данные, а также сведения об их физико-техническом состоянии, условиях доступа и т. п.

Опись является учетным документом и справочником по содержанию дел. Можно выделить несколько видов описей дел: опись дел структурного подразделения (сдаточная опись); опись дел постоянного хранения; опись дел долговременного хранения; опись дел по личному составу.

Экспертиза ценности документов проводится для того, чтобы совершить оптимальный отбор ценных документов и определить государственное, социально-культурное, а также иное значение документов для того, чтобы отобрать их для дальнейшего хранения или установления сроков их хранения.

Экспертиза ценности документов осуществляется в несколько этапов, начиная с текущего делопроизводства организации и заканчивая архивом.

На первом этапе осуществляют работу по составлению номенклатуры дел, которая предопределяет сроки необходимые для хранения создаваемых документов.

На втором этапе осуществляется подготовка документов для их дальнейшей сдачи в архив.

На третьем этапе проводят уточнение ценности документов для осуществления их передачи на постоянное хранение из архива организации в государственный архив.

На основании экспертизы ценности документов проводится отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации. Решение вопросов, связанных с включением в состав Архивного фонда Российской Федерации документов, находится в ведении экспертно-проверочных комиссий федеральных государственных архивов, а также уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.

Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.