Файл: Пысиной Марии 92062252 Взаимодействие спроса и предложения как ключевой фактор установления цены на новый товар Спрос.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пысиной Марии 92062252

Взаимодействие спроса и предложения как ключевой фактор установления цены на новый товар

Спрос- это платежеспособная потребность; та сумма денег, которую покупатель может и намерен заплатить за нужный ему товар.

Предложение это совокупность находящихся на рынке товаров и услуг, т.е. объем произведенной продукции, который производитель готов продать потребителю по определенной цене.

Факторы, влияющие на спрос


Спрос может быть индивидуальным или совокупным. Через индивидуальный спрос выражена денежная форма потребностей покупателя. Совокупный спрос представляет собой платежеспособную потребность в целом общества (государство, предприятия и население).

Определение рыночного спроса связано с суммированием величин спроса, который предъявляет каждый потребитель при различных ценах. Можно говорить о наличии обратно пропорциональной зависимости цены и величины спроса, иначе говоря, в одинаковых условиях, при неизменности остальных факторов, из-за снижения цены возрастает величина спроса. Таким образом, величина спроса обратно зависит от изменения цены за единицу товара.

Неценовые факторы также могут привести к изменению величины спроса, среди них:

  1. Уровень доходов населения. Рост доходов приводит к увеличению спроса на более дорогой, качественный товар. Товар, спрос на который меняется в прямой пропорциональности с изменением доходов, называется товаром высшей категории или нормальным товаром. Также существует ряд товаров, чье потребление уменьшается с ростом доходов, их относят к товарам низшей категории. Спрос на такой товар меняется в противоположном направлении от изменения дохода.

  2. Цены и уровень спроса на сопряженные (взаимодополняемые и взаимозаменяемые) товары. К взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам) относятся товары, которые можно использовать для одной и той же цели. При повышении цены на один из товаров- субститутов на него снижается спрос, при этом одновременно растет спрос на другие товары – заменители первого. Взаимодополняемые товары могут дополнять друг друга или сопутствовать друг другу при потреблении или использовании. В данном случае при изменении спроса на один такой товар приводит к такому же изменению спроса на другой.

  3. Размеры рынка и предложения. Чем больше объемы предложения товара, тем ниже его цена (из-за конкуренции производителей) а, значит тем выше на него спрос.

  4. Количество покупателей. Чем больше потребителей на рынке, тем выше спрос.

  5. Предпочтения и вкусы покупателей, национальная специфика потребления. При анализе национальных особенностей, следует исходить из того, что спрос изменится незначительно или не изменится вовсе, если растут цены на товар, который пользуется повседневным спросом у людей, проживающих на этой территории.

  6. Изменение потребительских ожиданий, которые зависят от изменения цен на товары и услуги или изменения доходов. Если покупатель ожидает высокие цены в будущем, то уже сегодня он будет покупать больше товара. Аналогично и для будущих доходов: при ожидании их роста люди не будут экономить, а будут больше тратить на текущие потребности, тем самым увеличивая спрос.

Факторы, влияющие на предложение


Ценовые факторы, влияющие на предложение, связаны с тем, что при соблюдении равенства прочих условий рост предложения взаимосвязан с ростом цены.

Среди неценовых факторов, влияющих на предложение:

  1. Цены на ресурсы. От стоимости ресурсов зависит уровень издержек производства. Чем выше издержки, тем ниже предложение или наоборот.

  2. Уровень используемых технологий. С применением совершенных технологий удешевляется стоимость самого производства. При равных ценах на потребляемые ресурсы, это приводит к снижению производственных издержек, а следовательно, к увеличению предложения.

  3. Дотации и налоги. При повышении налогов сокращаются возможности производителей, уменьшаются объемы производства, а значит, снижаются и объемы предложения. При наличии дотаций или субсидий от государства, выделяемых для помощи каким-либо производителям, растет производство и предложение.

  4. Уровень цен на другие товары.

  5. Ожидание роста цен также может заставить производителей придержать товар для создания его временного дефицита и ускорения роста цен.

  6. Уровень конкуренции. Чем выше конкуренция на рынке, тем соответственно больше предложение.

Взаимодействие спроса и предложения


Координация спроса и предложения осуществляется с помощью ценовых механизмов и конкуренции. Такое взаимодействие позволяет сформировать равновесную цену, при которой

достигает баланс величины спроса и величины предложения. Равновесие рынка означает такое его состояние, для которого при определенной цене устанавливается равенство спроса и предложения. При отклонении от рыночного равновесия может возникать дефицит или избыточное предложение.
Ценовая эластичность товара может быть выражена двумя вариантами. Во-первых, независимо от изменения цен, не меняется величина спроса это абсолютно неэластичный спрос. Во- вторых, падение цен ниже определенного уровня не означает предела процесса реализации товара это абсолютно эластичный спрос.

Неценовые факторы эластичности товара:

наличие на рынке заменителей конкретного товара делает спрос на подобный товар более эластичным, что связано с наличием возможности у людей перейти на товар- субститут при росте цен на основной товар.

степень значимости товара для потребителя: так можно говорить о неэластичности спроса на предметы первой необходимости, и о высокой эластичности спроса на товары,которые не играют важной роли в жизнедеятельности потребителя.

удельная доля товаров в доходах потребителя: чем большая доля бюджета
расходуется у потребителя на продукт, тем выше эластичность спроса на него при прочих равных условиях.

временные рамки, ограничивающие принятие решения относительно покупки: на короткий промежуток времени спрос менее эластичен, что связано с постоянной и медленной адаптацией не только потребителя, но и производителей.