Файл: Название дней недели 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



История нашего календаря 2

ВВЕДЕНИЕ 2

1ДРЕВНИЙ КАЛЕНДАРЬ 4

1.1Происхождение семидневной недели 4

1.2Название дней недели 5

2РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ 7

2.1Сельскохозяйственный календарь 7

2.2Юлианский календарь 10

3КАЛЕНДАРЬ «НОВОГО СТИЛЯ» 13

3.1Причины календарной реформы. 13

3.2Григорианская реформа. 13

3.3Введение Григорианского календаря в России. 13

4СОВРЕМЕННЫЕ РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ 15

4.1Необходимость реформ 15

4.2Проекты календарей 16

4.3Позиция церкви 17

Список использованной литературы 17


История нашего календаря


Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.

Н. И. Идельсон

ВВЕДЕНИЕ


Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов «caleo» – провозглашать и «calendarium» – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько. Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени – сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого «синодос» – сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе – происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета – тропический год (от греческого «тропос» – поворот: тропический год – промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, досигнув наибольшей величины, снова уменьшается).01.06.2023


Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари. Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь). Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание (солнечный календарь).

1ДРЕВНИЙ КАЛЕНДАРЬ

1.1Происхождение семидневной недели


Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т.д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне вели счет дням «восьмидневками» – торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н; семь дней такой недели были рабочими, восьмые – базарными.

Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 – ок. 100 г. н. э.) читаем: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Откуда же «пошла есть» эта семидневная неделя?

Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же – от первой четверти до полнолуния и т. д.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова «планэтэс», которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология – верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. Само же число семь – количество планет стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.



1.2Название дней недели


Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым – Юпитер, третьим Марс, четвертым – Солнце, пятым – Венера, шестым – Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами «управлял» Сатурн, 9-м, 16-м, 23-м – Юпитер и т.д. В итоге получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня Луна, четвертого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.

Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так:(таблица 1)

Таблица 1 Дни недели

Русское

Латинское

Английское

Понедельник

Dies Lunae

Monday

Вторник

Dies Martis

Tuesday

Среда

Dies Mercurii

Wednesday

Четверг

Dies Jovis

Thursday

Пятница

Dies Veneris

Friday

Суббота

Dies Saturni

Saturday

Воскресенье

Dies Solis

Sunday


Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованном от древних римлян (рисунок 1). Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь «хуже было некуда». А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды.

Рисунок 1 Лунно-солнечный календарь славян


2РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

2.1Сельскохозяйственный календарь



Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием – теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 – 4 февраля по сов- ременному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме «с него начинается весна». Вот несколько примеров проведенной древними римлянами «привязки» полевых работ к изменению вида звездного неба:

«Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы..., рубят иву, огораживают луга..., следует сажать маслины».

«Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить... От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках». Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден («тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц»), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, «всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе». Поэтому тот, кто решил стричься когда «Луна прибывает», рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль.

Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н. э. В указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них (Таблица 2)

Таблица 2. Римский календарь

Мартиус

31

Квинтилис

31

Новембер

29

Априлис

29

Секстилис

29

Децембер

29

Майус

31

Септембер

29

Януариус

29

Юниус

29

Октобер

31

Фебруариус

28


О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.

Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire – раскрывать, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus – «согреваемый Солнцем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус – богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис – пятый, Секстилитис – шестой, Септембер – седьмой, Октобер – восьмой, Новембер – девятый, Децембер – десятый.

Название Януариса – предпоследнего месяца древнеримского календаря – происходит, как полагают, от слова janua – «вход», «дверь». Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей – по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare – «очищать», но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi) «для примирения богов с народом». Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля.

Продолжительность года в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы – сев, сбор урожая и т. д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: