Файл: Особенности развития предпринимательства на предприятиях различных форм собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3Основные проблемы развития предпринимательства в РФ и РТ.


Общие проблемы предпринимательства - это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

Нестабильность законодательной базы – происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

Существенные законодательные пробелы:

- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

- необработанность процесса купли-продажи;

- отсутствие должного законодательства о земле;

- внутренняя противоречивость законов.

Невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

2) Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы оказывает отрицательное влияние на бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для предпринимательства ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и прочие.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов.

Финансирование является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности.

Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых

возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Данный вид финансирования является очень существенным и важным, но он в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотации, субсидий, субвенций.

Дотация – ассигнования из бюджета, предназначенные на покрытие плановых убытков, для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Дотация широко применяется как форма оздоровления капиталистических предприятий, оказания финансовой поддержки военной промышленности и малоприбыльным сферам приложения капитала (отрасли инфраструктуры и др.). Дотации выделяется на проведение научных исследований. Дотация выплачивается часто на возмещение убытков монополиям в добывающих отраслях в связи с "бедностью руд", фермерам на ликвидацию потерь, связанных с сокращением посевных площадей в целях поддержания высокого уровня цен.

Субвенция – средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Одно из средств (методов) бюджетного регулирования.

Субвенции и субсидии в отличие от дотации должны быть использованы строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2006 году было предусмотрено перечислить субъектам Российской Федерации 9503,7млн. рублей [17]. Фактически субъектам Российской Федерации на указанные цели было перечислено 9317, 5млн.рублей (98% уточненных бюджетных назначений на сентябрь). Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации представлена в приложении 2.


Кредит является видом финансирования предпринимательской деятельности. Кредит – это предоставление денег или товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента. Выступает как банковский и коммерческий. Особая форма кредита международный кредит.

Получение кредита для начального капитала означает, что кто-то ссужает вам деньги. Вы должны платить процентную ставку по кредиту и вернуть кредит. Возможно вернуть кредит, выплачивая по частям (в рассрочку) или всю сумму сразу в зависимости от условий договоренности с учреждением, выдавшим вам кредит.

Если брать кредит для стартового капитала – это будет более обременительно для бизнеса, чем использование собственного капитала. К определенному сроку придется выплачивать проценты и возможно часть кредита. Это всегда представляет сложности для нового бизнеса и обычно лучше занимать как можно меньше денег для начала своего дела.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки предпринимательства денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ предпринимательства.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития предпринимательства. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

Динамика количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства за период 2016г. – 20017г. отражена в приложении 3

По данным Татарстан тата представлено долевое распределение числа ИП и МП в Татарстане по отраслям экономики за 9 месяцев 2007 г. [21].

Агентство по поддержке предпринимательства – это организация, которая своей главной целью преследует повышение эффективности реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Республике Татарстан. Сотрудники Агентства консультируют предпринимателей, готовят и предоставляют им необходимый информационный и справочный материал [15, с.73-77].

Основными направлениями деятельности Агентства являются:

- развитие инфраструктуры;
- создание информационных;
- развитие сельскохозяйственных кредитно-потребительских кооперативов;

- проведение бесплатных семинаров для предпринимателей;
- организация выставок продукции сектора малого и среднего бизнеса;
- организация конкурсов венчурных проектов;
- изготовление дайджестов;
- создание положительного образа малого предпринимателя.
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

- невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

- невыполнение своих обязательств поставщиками;

- произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

- прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";

- передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

- утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

5) Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу.

Большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон «О государственной поддержке предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки.