Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 1889
Скачиваний: 104
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, идеалом человека в средневековом мире был святой образ монаха-подвижника, который нес на лбу отражение страдания во имя спасения души.
Тем не менее, весь период средневековья не представлял в полной мере и не мог представлять собой застой в развитии физической культуры людей. Несомненно, были такие направления - методика гребли, школьная физкультура, система регулярных соревнований, где результаты древних веков не могли быть превзойдены.
Выходя за рамки европейского эгоцентризма и присущего ему ограниченного подхода, можно констатировать, что в целом физическая культура в этот период означала определенный шаг вперед даже по сравнению с физкультурой рабовладельческой политики.
История физической культуры в средние века имела две наиболее заметные особенности. Одна из них заключалась в том, что вместе с правящими классами люди продолжали развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаев.
Другой характерной особенностью было то, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели столь своеобразные стилизованные формы, которые, освобожденные от элементов ритуального характера, легли в основу развития современного европейского спорта.
Физическая культура феодалов не ограничивалась только рыцарскими турнирами. Вернувшись с крестовых походов, рыцари распространили конное поло по всей Европе. Наряду с многодневной охотой на судах сюзерена и в окрестностях замков часто устраивались соревнования по прыжкам, бегу, борьбе и метанию.
Во время второго расцвета рыцарства в 15 веке, наряду с обрядовыми хороводами, все большую популярность приобретал заимствованный у народа парный танец с чечеткой и прыжками, который окончательно закрепился в практике трубадуров. Противоположные пары двух форм движений, медленное-быстрое, двойное разделение, шаг с прыжками, также послужили образцом для основ европейского парного танца.
Во второй половине средневековья также были созданы условия для возрождения школьной физкультуры.
Накоплен большой и разнообразный опыт использования системы движений в области физической культуры. Большинство гимнастических упражнений были освобождены от той первостепенной роли, которую они играли в военной подготовке.
Например, фехтование существовало не только как средство нейтрализации врага, но и как зрелище, в ходе которого демонстрировались приемы, олицетворяющие победу над противником. Неслучайно из учебников фехтования постепенно исчезли изображения проколотого тела и текущей крови.
Города все больше адаптировали борьбу, метание, верховую езду и игры с мячом к своему внешнему виду и подчиняли их правилам. Они открыли пространство для личного развития и, таким образом, для появления нового направления в спорте, основанного на достижении высоких результатов.
Однако физическая культура в своем развитии прошла очень долгий путь, полный неожиданных спадов и трудностей, от развлекательного времяпрепровождения в эпоху Возрождения до организованного и осознанного участия в соревнованиях, от простых подвижных игр до целенаправленных командных соревнований и институциональной физкультуры..
Таким образом, основные тенденции эпохи Реформации отчасти способствовали дальнейшей гуманизации физической культуры, но не соответствовали общему направлению ее развития. Виднейшие представители реформизма признавали роль физической культуры, которую она играет в борьбе с инерцией, в области военной подготовки, ее оздоровительную роль.
Однако для большинства из них физкультура была связана с бессмысленной охотой, сопровождаемой развратом, бассейнами, которые часто играли роль публичных домов, маниакальным желанием дуэлей, с толпой, гоняющейся за мячом и вытаптывающей урожай, и поэтому они выступали против Это.
Футбол, плавание и даже бани, склонные к истоме, были запрещены как действия, провоцирующие разврат. С развитием физической культуры в долгосрочной перспективе они были связаны, поскольку в значительной степени способствовали ликвидации монашеских учреждений, исповедующих идею истязаний тела, и, с другой стороны, способствовали созданию системы физическое воспитание в школах и обоснование теории физического воспитания в буржуазном понимании этого слова....
Развитие гимнастики в средневековой Азии
У наиболее развитых народов средневековой Азии - Индии, Китая элементы феодального общества возникли раньше, чем в Европе, и отличались от европейских, но развивались медленнее и с гораздо меньшими потрясениями. Они не отбросили, а преобразовали институты, систему движений и идеалы физической культуры античности.
Сила традиции обеспечила постепенное и постепенное изменение. В отличие от христианства, религии, завоевавшие здесь господство, не стали противниками физической культуры. Они активно влияли на ее практические системы.
Развитие физической культуры этого периода в странах Азии шло по-разному. Историки спорта либо недооценивают, либо мистифицируют физическую культуру азиатских народов. Они не признают, что среди различных форм развития физической культуры, отличных от европейской, ее рациональная сущность играла роль социальной саморегуляции.
В Средневековой Азии действительно не было культа достижений в нынешнем понимании этого слова. То, что происходит в современном спорте в рамках одного чемпионата, вылилось в долгие ритуальные торжества.
Если оставить в стороне мистифицированные течения, господствовавшие в Индии, рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Секретная система физического воспитания, обеспечивающая могущество самураев, имела точно такое же социальное значение, как упражнения, используемые в персидских цитаделях, или игры с преследованием у степных народов, имитирующие похищение женщины или животного.
В стрельбе из лука на полном скаку они соревновались за то, чтобы в аналогичной боевой обстановке уметь точно поразить цель - спереди, сбоку и с разворота. А в ходе соревнований с лассо или борьбой на поясах научились не только уметь заарканить животное, но и при необходимости твердой рукой вытащить убегающего из седла врага.
Конные игры считались неизменным атрибутом народных гуляний народов Средней Азии по случаю победы, торжества или сезонных праздников. Легенды и путевые заметки рассказывают о народных героях, одержавших победу на боевых жеребцах в турнирах преследования и вооруженных поединках.
Конные игры в поло цхен-бурти и човган, организованные при дворах правителей, нашли отражение в былинах таких известных поэтов, как грузинский Шота Руставели второй половины XII века и узбек Алишер Навои 1441 год. -1501.
Многочисленные эпиграфические памятники XI-XIV веков в Узбекистане и Таджикистане упоминают конский жетон киз-куу - догони девушку, восходящий к племенным традициям похищения невест. Наиболее выразительную форму соревнований, символизирующих похищение животных, сохранила игра афганских пастухов вуз-кешхи - буксир козла или теленка. Широко распространенная охота с облавом считалась проверкой на ловкость и выносливость в военной подготовке. Соколиная охота была также очень популярна среди знати.
То, что в развитии гимнастики в средневековой Азии не могли сформироваться основы современного спорта в европейском понимании этого слова, связанные со стремлением к достижениям и рекордам, это не объяснялось особенностями спорта. психологический состав арабов,
индийцев и китайцев, как говорят историографы спорта., но уже упомянутые социально-экономические условия. Простому натуральному крестьянскому хозяйству потребовалось чрезвычайно много времени, чтобы начать производить товарную продукцию.
В результате подавляющее большинство населения здесь в период с 16 по 19 века, в результате усиления эксплуатации и ростовщичества, обеднело гораздо быстрее, чем на Западе в эпоху первоначального накопления капитала. Все новые и новые набеги кочевников, роскошь правящих классов, а в более поздний период хищническая политика колонизаторов отбросили не только развитие хозяйственной жизни, но и нормальный процесс развития физической культуры, которому соответствовали к более высокой ступени цивилизации.
Развитие гимнастики не остановилось с уходом с исторической арены античности с ее культом красоты и гармонично развитым физическим телом. И хотя последующие века средневековья были пропитаны христианскими ценностями, не имевшими питательной ценности для физического тела, тем не менее развитие физической культуры не остановилось. Он приобрел новые акценты и был вызван новыми условиями, прежде всего - изменившимися условиями ведения боевых действий.
Эстафету сохранения и развития физической культуры взял на себя военный труд. Тяжелая броня, более сложное оружие - все это требовало силы мускулов и прочности костей. Физическая культура временно потеряла составляющую красоты, ловкости и стройности, но приобрела больше силы и мощи.
Развитие физической культуры в странах Азии не претерпело таких кардинальных изменений, как в Европе. В Средневековой Азии не было культа достижений в нынешнем понимании этого слова, но то, что происходит в современном спорте в рамках одного чемпионата в то время, вылилось в длительные ритуальные торжества.
Рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Это было вызвано практическими условиями жизни; ритуальные игры с элементами физической культуры и спорта были разработаны для развития четко определенных движений и навыков - будь то верховая езда, стрельба из лука или боевые искусства.
Гимнастика эпохи Возрождения
Возрождение - это целая эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Были приняты следующие хронологические рамки эпохи: Италия - XIV-XVI вв., В других странах - XV-XVII вв.
С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения примечательна тем, что в ее условиях сформировался интерес к организованной системе физического воспитания в педагогике. Самыми известными пионерами физического воспитания в Италии являются Пьетро Паоло Верджьерио, Гуарино де Верона, Витторино да Фельтре. Итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджо, Якопо Садолетти, Джером Меркуриалис, Томмазо Кампанелла изложили мысли о физическом воспитании.
Созвучные представления об элементах физической культуры высказали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иоахим Камериус.
Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:
-
отвергли отношение к телу как к тюрьме души; -
в их теории и практике обучения, наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешим туризмом, место отводилось различным играм (раунды, кегли и др.) и танцам; -
возродили и распространили опыт древних методов физического воспитания; -
под влиянием их педагогической деятельности сформировались эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья; -
пришли к пониманию необходимости использования в физических подготовка сил и средств природы и удовольствие, которое эти занятия приносят благодаря эстетическим впечатлениям; -
они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека; -
впервые обратили внимание на особенности разных возрастов в жизни человека, а также... на необходимость компенсации вредного воздействия на здоровье определенных профессий.
Также Л. Кун выделяет общие недостатки своих идей:
-
разделили игры на достойных и недостойных свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций; -
пренебрежительно относились к физической культуре женщин; -
многие считали соперничество между детьми грехом.
В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для включения элементов физической культуры в содержание педагогики.
Гимнастика в наше время
Новое время (18 - начало 19 вв.) Характеризуется бурным развитием науки, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступили против всех феодальных устоев. Религия, понимание природы, общества, государственного устройства - все подвергалось самой беспощадной критике... - писал К. Маркс.