ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 227 пожарно-спасательной части (специальной) ТУ № 1
ГКУ МО «Мособлпожспас»
А.А. Смирнов
«20» марта 2023 года
План-конспект
проведения занятий с дежурными караулами 227 пожарно-спасательной части (специальной) по дисциплине «Психологическая подготовка»
Тема № 17: «Стрессовые реакции».
Вид занятия: семинар
Отводимое время: 45 минут
Место проведения: учебный класс
Цель занятия: изучить с работниками заданную тему, освоить основы знаний о профессиональном стрессе.
Литература:
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
- Бордик И.В., Елисеева И.Н., Клименкова И.С., Матафонова Т.Ю., Пелешенко М.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях.
- Зенина И.Г., Суюнова Д.Н. Курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований.
г. Красногорск
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Краткое изложение темы занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. | Вводная часть: | 2 | Проверить наличие работников в учебном классе, объявить тему и цель занятия, проверить наличие тетрадей для конспектов, провести краткий опрос по ранее пройденной теме, приступить к изложению учебных вопросов. |
II. | Основная часть: Учебный вопрос №1: Острые стрессовые ситуации (ОСР), их признаки | 15 | ОСР – реакции организма на экстремальное событие. У человека пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции: 1. бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру), 2.плач, 3. истерика, 4. нервная дрожь, 5. страх, 6. двигательное возбуждение, 7. агрессия, 8.ступор, 9. апатия. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание. Признаки острых стрессовых растройств: Бред:
Галлюцинации:
Плачь:
Истерика:
Нервная дрожь:
Страх:
Агрессия:
(по любому, даже незначительному поводу)
Ступор:
Апатия:
вялость, заторможенность
|
III. | Учебный вопрос № 2: Психотипы людей | 10 | Психотип (психологический тип) - совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Психотип - описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться. Типы темперамента по Гиппократу Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. По мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:
В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову Русский психофизиолог И. П. Павлов подтвердил правильность классификации Гиппократа, но он, конечно, не считал, что типы связаны с жидкостью в теле. Различие темпераментов или типов высшей нервной деятельности, с точки зрения Павлова, зависит от силы, характера и скорости основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Психофизиолог тоже выделил 4 типа, которые по характеристикам очень близки к темпераментам Гиппократа:
Именно исследование особенностей высшей нервной деятельности разных типов, сделанное И. П. Павловым, позволило выделить такие характеристики индивидов, как экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и лабильность, ригидность и пластичность и т. д. Сочетания этих характеристик легли в основу многих современных классификаций, в том числе одной из самых популярных – классификации психосоциотипов. Немецкий врач-психиатр Э. Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи определенные черты характера. Ученый выделил три основных типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров. Пикники (от греч. «толстый, плотный») – склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикники – эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям. Атлетики(от греч. «свойственный борцам») – широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетики – властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним. Астеники (от греч. «слабый») – это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеники –упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям. Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы). Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт – весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем. Экстраверт– прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства. |
IV. | Учебный вопрос № 3: Работа с пострадавшими в ОСР | 10 | бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру). 1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи. 2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. 3. Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного. 4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно. 2. плачь. 1. Не оставляйте пострадавшего одного. 2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом. 3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. 4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. 5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Помните! Ваша задача – выслушать. 3. истерика. 1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас. 2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). 3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»). 4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. 4. нервная дрожь. 1. Нужно усилить дрожь. 2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение. 3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
5. страх. 1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я СЕЙЧАС РЯДОМ, ТЫ НЕ ОДИН». 2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме. 3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. 4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью. 6. двигательное возбуждение, 1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. 2. Изолируйте пострадавшего от окружающих. 3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?») 4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»). Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях). 7. агрессия. 1. Сведите к минимуму количество окружающих. 2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). 3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой. 4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на Вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации». 5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
8.ступор 1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. 2. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. 3 Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. 9. апатия. 1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам или нет. «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» «ХОЧЕШЬ ЕСТЬ? 2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь). 3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб. 4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи). |
IV. | Заключительная часть | 3 | Подведение итогов, ответы на вопросы. Постановка задания на самостоятельную подготовку |
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
план-конспект, наглядное пособие.
Задание для самостоятельной работы работников и подготовка к следующему занятию: изучение пройденного материала.
Разработал: Начальник ПСЧ-____ _______ /А.А.Смирнов/
Руководитель занятия с дежурным караулом №1 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №2 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №3 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №4 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.