Файл: А. А. Смирнов 20 марта 2023 года Планконспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

Начальник 227 пожарно-спасательной части (специальной) ТУ № 1

ГКУ МО «Мособлпожспас»
А.А. Смирнов

«20» марта 2023 года












План-конспект



проведения занятий с дежурными караулами 227 пожарно-спасательной части (специальной) по дисциплине «Психологическая подготовка»

Тема № 17: «Стрессовые реакции».
Вид занятия: семинар
Отводимое время: 45 минут
Место проведения: учебный класс
Цель занятия: изучить с работниками заданную тему, освоить основы знаний о профессиональном стрессе.

Литература:

- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.

- Бордик И.В., Елисеева И.Н., Клименкова И.С., Матафонова Т.Ю., Пелешенко М.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях.

- Зенина И.Г., Суюнова Д.Н. Курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований.

г. Красногорск

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Учебные вопросы

Время

(мин)

Краткое изложение темы занятия

1

2

3

4

I.

Вводная часть:

2

Проверить наличие работников в учебном классе, объявить тему и цель занятия, проверить наличие тетрадей для конспектов, провести краткий опрос по ранее пройденной теме, приступить к изложению учебных вопросов.

II.


Основная часть:

Учебный вопрос №1:

Острые стрессовые ситуации (ОСР), их признаки

15

ОСР – реакции организма на экстремальное событие.

У человека пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции:

1. бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру),

2.плач,

3. истерика,

4. нервная дрожь,

5. страх,

6. двигательное возбуждение,

7. агрессия,

8.ступор,

9. апатия.

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки острых стрессовых растройств:

Бред:

  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невоз­можно разубедить.

Галлюцинации:

  • пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответ­ствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).

Плачь:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться

  • подрагивают губы

  • наблюдается ощущение подавленности

  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Истерика:

  • сохраняется сознание

  • чрезмерное возбуждение, множество движе­ний, театральные позы

  • речь эмоционально насыщенная, быстрая

  • крики, рыдания

Нервная дрожь:

  • дрожь начинается внезапно - сразу после ин­цидента или спустя какое-то время

  • возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

  • Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).

Страх:

  • напряжение мышц (особенно лицевых)

  • сильное сердцебиение

  • учащенное поверхностное дыхание

  • сниженный контроль собственного поведения

  • Панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуж­дение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он де­лает и что происходит вокруг.

  • резкие движения, часто бесцельные и бессмыс­ленные действия

  • ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно)

  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

  • Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Агрессия:

  • раздражение, недовольство, гнев

(по любому, даже незначительному поводу)

  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

  • словесное оскорбление, брань;

  • мышечное напряжение;

  • повышение кровяного давления;

  • Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за сниженного контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Ступор:

  • резкое снижение или отсутствие произволь­ных движений и речи;

  • отсутствие реакций на внешние раздражите­ли (шум, свет, прикосновения, щипки);

  • «застывание» в определенной позе, оцепене­ние, состояние полной неподвижности;

  • возможно напряжение отдельных групп мышц;

Апатия:

  • безразличное отношение к окружающему

вялость, заторможенность

  • речь медленная, с большими паузами

III.

Учебный вопрос № 2:

Психотипы людей

10

Психотип (психологический тип) - совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Психотип - описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. По мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

  • Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.

  • Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.

  • Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.

  • Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны.

Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову

Русский психофизиолог И. П. Павлов подтвердил правильность классификации Гиппократа, но он, конечно, не считал, что типы связаны с жидкостью в теле. Различие темпераментов или типов высшей нервной деятельности, с точки зрения Павлова, зависит от силы, характера и скорости основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Психофизиолог тоже выделил 4 типа, которые по характеристикам очень близки к темпераментам Гиппократа:

  • Сильный, быстрый – сангвиник.

  • Сильный, инертный – флегматик.

  • Сильный, безудержный – холерик.

  • Слабый тип – меланхолик.

Именно исследование особенностей высшей нервной деятельности разных типов, сделанное И. П. Павловым, позволило выделить такие характеристики индивидов, как экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и лабильность, ригидность и пластичность и т. д. Сочетания этих характеристик легли в основу многих современных классификаций, в том числе одной из самых популярных – классификации психосоциотипов.

Немецкий врач-психиатр Э. Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи определенные черты характера. Ученый выделил три основных типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров.

Пикники (от греч. «толстый, плотный») – склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикники – эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям.

Атлетики(от греч. «свойственный борцам») – широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетики – властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним.

Астеники (от греч. «слабый») – это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеники –упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).

Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт – весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.

Экстраверт прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.

IV.

Учебный вопрос № 3:

Работа с пострадавшими в ОСР

10

бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру).

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызо­вите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.

3. Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубе­дить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

2. плачь.

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадав­шим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания»

(они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):

периодически произносите «ага», «да», кивай­те головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;

повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;

говорите о своих чувствах и чувствах пострадав­шего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дай­те ему возможность выплакаться и выгово­риться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каж­дый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, про­плакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выде­ляются вещества, обладающие успокаиваю­щим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Помните! Ваша задача – выслушать.

3. истерика.

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обста­новку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое мо­жет сильно удивить (можно дать пощечину, об­лить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специали­ста наблюдайте за его состоянием.

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

4. нервная дрожь.

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потряси­те в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши дей­ствия как нападение.

3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Жела­тельно уложить его спать.

  • Нельзя обнимать пострадавшего или прижимать его к себе

  • укрывать пострадавшего чем – то теплым,

  • успокаивать пострадавшего, говорить, что бы он взял себя в руки.

5. страх.

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это бу­дет для него сигналом: «Я СЕЙЧАС РЯДОМ, ТЫ НЕ ОДИН».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте постра­давшего дышать в одном с Вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте за­интересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему лег­кий массаж наиболее напря­женных мышц тела.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

6. двигательное возбуждение,

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происхо­дящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте воп­росов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим..

Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведе­нием (см. помощь при данных состояниях).

7. агрессия.

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

3. Поручите работу, связанную с высокой физи­ческой нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не об­виняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное по­ведение будет направлено на Вас. Нельзя гово­рить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

  • агрессия может быть погашена страхом наказания

  • если нет цели получить выгоду от агрес­сивного поведения

  • если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

8.ступор

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Ладонь свободной руки положи­те на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

3 Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед­ленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

9. апатия.

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему не­сколько простых вопросов исходя из того, зна­ком он Вам или нет. «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» «ХОЧЕШЬ ЕСТЬ?

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, по­могите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происше­ствие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу­ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок­ружающим, нуждающимся в помощи).

IV.

Заключительная часть

3

Подведение итогов, ответы на вопросы. Постановка задания на самостоятельную подготовку




Пособия и оборудование, используемые на занятии:

план-конспект, наглядное пособие.

Задание для самостоятельной работы работников и подготовка к следующему занятию: изучение пройденного материала.
Разработал: Начальник ПСЧ-____ _______ /А.А.Смирнов/
Руководитель занятия с дежурным караулом №1 _______ /_____________/

«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №2 _______ /_____________/

«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №3 _______ /_____________/

«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №4 _______ /_____________/

«___» _____________ 2023 г.