Файл: Курсоваяработ а по междисциплинарному курсу Право социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Социальная пенсия по случаю потери кормильца



Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного либо обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не наделенным правом на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ФЗ "О страховых пенсиях в РФ", либо на пенсию по случаю потери кормильца согласно ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных либо техногенных катастроф, и членам их семей) ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".11

Одной из особенностей ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» является то, что большинство норм как материального, так и процессуального характера в нем прямо не закреплены, а являются отсылочными к ФЗ "О страховых пенсиях в РФ". Это обусловлено тем, что почти все виды пенсий, которые перечислены в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ "О страховых пенсиях в РФ» (помимо пенсий кадровым военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, а также доплаты к пенсиям государственным служащим), ранее назначались по единому Закону РФ "О государственных пенсиях в РФ" одними и теми же органами (органами социальной защиты населения либо территориальными отделениями ПФР) по одним и тем же процессуальным правилам. Тем самым, в тех случаях, когда данные вопросы не имеют принципиального характера, целесообразно сохранить общий порядок (общую практику) назначения пенсий.

В частности, отсутствует необходимость дублирования в различных законодательных актах одинаковых норм, которые касаются пенсионного обеспечения семей умерших кормильцев. Если же какие-либо вопросы по определенным причинам разрешаются различно, об этом прямо указано в законе.

Так, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению следует применять соответствующие нормы ФЗ "О страховых пенсиях в РФ». Однако следует иметь в виду, что при установлении пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ нормы ФЗ "О страховых пенсиях в РФ»
применяются только в том случае, если ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по данному вопросу не предусматривает иной порядок правового регулирования. Следует иметь в виду, что иное регулирование должно быть непосредственно предусмотрено в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (или в ином законе, на который ссылается данный Закон, например в "чернобыльском" Законе). Иначе применяются нормы ФЗ "О страховых пенсиях в РФ».

Вместе с тем при назначении пенсий по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, следует иметь в виду, что ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» указал только на круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Назначение же пенсии гражданам, относящимся к этому другому кругу лиц, следует осуществлять с учетом соответствующих норм ФЗ "О страховых пенсиях в РФ».

Например, согласно п. 3 ч. 2 ст. 29 "чернобыльского" Закона к числу членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, отнесен супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет.12

Из данного текста может быть сделано ошибочное заключение, что право на пенсию указанного супруга возникает только в том случае, если он состоял на иждивении умершего.

Вместе с тем пенсия по случаю потери кормильца в данном случае предоставляется не из-за того, что супруг состоял на иждивении умершего, а из-за того, что он занят уходом за ребенком умершего, в связи с чем прекратил работу. В 10 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ» указано, что подобной категории граждан - членам семьи умершего кормильца, занятым уходом за детьми умершего, пенсия по случаю потери кормильца предоставляется независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего. Соответственно, и при назначении пенсии по случаю потери кормильца по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» , поскольку ни в "чернобыльском" Законе, ни в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не предусмотрено иное (прямо не указано, что требуется подтверждать факт состояния на иждивении), рассматриваемой категории граждан подтверждать факт состояния на иждивении умершего кормильца не требуется.



Из этого текста опять можно сделать ошибочное заключение, что данной категории пенсия назначается независимо от факта состояния на иждивении умершего.

Вместе с тем в тексте ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (см. подп. 11 п. 1 ст. 10) нет прямой нормы о том, что данной категории граждан пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего, т.е. нет нормы, которая предусматривает иной порядок регулирования соответствующих правоотношений, чем тот, который установлен в ФЗ "О страховых пенсиях в РФ». С учетом изложенного необходимо применять положения п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ» ФЗ, которые для рассматриваемой категории граждан (дедушки и бабушки) требуют подтверждения данного факта.

При назначении пенсии по случаю потери кормильца мачехам, отчимам, падчерицам, пасынкам, усыновителям, усыновленным применяются нормы ст. 9 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ», согласно которым перечисленные категории граждан при соблюдении условий, перечисленных в этой статье, пользуются правом на данный вид пенсии наравне с родными родителями и детьми.13


  1. 1   2   3   4   5   6   7

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ НЕТРУДОСПОСОБНЫМ ГРАЖДАНАМ




3.1. Проблемы назначения и выплаты социальных пенсий



Социальные пенсии являются одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые устанавливаются нетрудоспособным гражданам. Под термином "нетрудоспособные граждане" в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (далее ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), понимаются граждане, которые, являясь престарелыми или инвалидами или потеряв кормильца, не приобрели право на трудовую пенсию.

Кроме этого, нормы о том, что соответствующие категории граждан имели право на получение социальных пенсий, если они не имели права на трудовую пенсию, содержались в тексте ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.14

Данные нормы соответствовали действовавшим до 1 января 2010 г. положениям п. 4 ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» об установлении социальной пенсии гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию.

В практической деятельности после вступления в силу ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и "О страховых пенсиях в Российской Федерации" возник вопрос, что означает отсутствие права на трудовую пенсию.

Такой вопрос был достаточно актуален, потому как для отдельных категорий граждан, в первую очередь инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности), в отдельных случаях размеры социальных пенсий оказались выше, чем трудовых.

Прежде всего, это было связано с тем, что нормы данных законодательных актов рассчитаны на развитую пенсионную систему, когда экономические и правовые условия позволяют сформировать достаточную по размеру трудовую пенсию, которая (учитывая, что она могла состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной) по определению не может быть меньше социальной пенсии, устанавливаемой в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии (но всегда не больше 100%).

В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под "лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию" понимаются граждане, которые:


не отвечают условиям назначения различных видов трудовых пенсий, предусмотренных ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации";

отвечают условиям назначения различных видов трудовых пенсий, предусмотренных ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", однако не обращались в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию;

обращались за назначением трудовой пенсии с указанными заявлением и документами, но до дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии отозвали это заявление либо после назначения трудовой пенсии официально отказались от назначенной трудовой пенсии.

После того, как N 173-ФЗ утратил силу, в ст. 6 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", больше нет пояснения нормы о том, что при отсутствии права на трудовую пенсию назначается социальная пенсия, также были исключены положения о праве на получение социальной пенсии при отсутствии права на трудовую пенсию. Кроме того, также исключены содержавшиеся ранее нормы о том, что социальная пенсия предоставляется в том случае, если гражданин не приобрел права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по другому основанию.

С 1 января 2010 г. социальные пенсии стали подразделяться на подвиды: социальная пенсия по старости, социальная пенсия по инвалидности и социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Социальная пенсия по старости может устанавливаться по достижении соответствующего престарелого возраста (гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет у мужчин и 50 лет у женщин, другим гражданам по достижении возраста 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин).

Социальные пенсии по инвалидности могут назначаться детям-инвалидам в возрасте до 18 лет или при установлении инвалидности I, II или III группы (в период с 1 января 2004 г. до 1 января 2010 г. - III, II или I степени ограничения способности к трудовой деятельности).

Социальные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет,