Файл: На сегодняшний день управление производством и персоналом является профессиональной деятельностью, а управленческий персонал основа рабочей силы, требующая новые подходы к работе с кадрами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день управление производством и персоналом является профессиональной деятельностью, а управленческий персонал – основа рабочей силы, требующая новые подходы к работе с кадрами. Применение кадровых возможностей отражается на эффективности работы персонала и предприятия в целом.

Высокое качество рабочей силы выступает всего лишь, как предпосылка к высокой эффективности производства. Для ее реализации требуется достаточно большое внимание для организации труда таким образом, чтобы работник не прерывался по техническим причинам, чтоб поручаемая ему работа соответствовала его уровню квалификации, чтобы созданные условия труда соответствовали требованиям охраны и безопасности труда, также поддерживалась дисциплина и трудовая активность. Важную роль играет и социально-психологическая обстановка, способная выработать стимул к высокопроизводительной работе служащих.

Отметим что вклад, который может внести сотрудник в организацию, в первую очередь зависит от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но эта работа не принесет никакого эффекта, если не уделять достаточно внимания адаптации новых сотрудников.

Увольнение работника по причине его неспособности освоить новую работу или вписаться в коллектив сведут на нет результаты отбора и приведут к дополнительным материальным затратам и поиску другого сотрудника. Хорошая организация стремится максимально выгодно использовать потенциал своих работников, создавая условия для их эффективной работы. Работник оценивает организацию с точки зрения того, какую роль она играет в его жизни, что дает для его благополучия. Установление органичного взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любого предприятия.

Актуальность. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента, но, к сожалению, важность мероприятий по адаптации работников не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами. Большинство государственных и коммерческих предприятий не имеют даже базовых программ по адаптации. Внедрение системы управления адаптацией на предприятии представляет собой сложную задачу, от которой зависит решение таких важных задач, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров, более быстрое достижение показателей труда рабочих, вхождение работника в рабочий коллектив, снижение тревожности и неуверенности нового работника.


Объект исследования – Майкопский почтампт УФПС Республики Адыгея филиал ФГУП «Почта России»

Предмет исследования – система управления адаптацией персонала организации.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке инструментов формирования системы адаптации персонала, как современной технологии управления персоналом предприятия.

Исходя из указанной цели, выделены следующие задачи:

  • определить составляющие системы управления адаптацией работника на предприятии;

  • раскрыть понятие «адаптация персонала»;

  • изучить особенности управления адаптацией персонала;

  • изучить систему управления персоналом на ФГУП «Почта России»;

  • проанализировать систему адаптации персонала на ФГУП «Почта России»

  • провести анализ основных трудовых показателей ФГУП «Почта России».;

  • разработать конкретные рекомендации, направленные на повышение качества системы управления адаптацией персонала организации на примере ФГУП «Почта России».

Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка состава, структуры и движения персонала на предприятии использовались, как основные методы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема адаптации персонала достаточно широко рассматривалась в экономической литературе. Развернутое представление об ее влиянии на эффективность работы персонала в различных аспектах рассматривались в трудах известных российских экономистов и научных исследователей, как Андреева Г. М., Егоршин А. П., Володина Н.В, Панферова Н. Г., Паршина Т. О.

Среди зарубежных исследователей проблем теории и практики адаптации следует отметить Бергис Т. А., Зейвальд И. В., Иорданский Н. Н., Кайдас Э., Каланчин А.

В современной науке и практике менеджмента происходит постоянный процесс совершенствования поиска новых подходов, концепций и идей в области работы с персоналом

Научная новизна. Уточнено определение «адаптация персонала» и изучена система управления персоналом предприятия «Почта России», так же проанализирована система адаптации данного предприятия и разработаны мероприятия способствующие поднять качество системы управления адаптацией персонала организации.



Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании уточнено современное содержание «Адаптация персонала». По соотнесению терминов «Адаптация персонала» и «Стажировка», определена специфичность. Показана необходимость использования такой современной технологии управления персоналом, как адаптация.

Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию системы адаптации работников в ФГУП «Почта России». Полученные результаты могут использоваться в производственной деятельности и способствовать решению прикладных задач в области управленческого консультирования. В ходе квалификационной работы разработана и апробирована технология адаптации персонала, основанная на системе наставничества. Она представляет собой комплекс методов воздействия ориентированных на работу наставничества.

Результаты работы могут быть использованы консультантами в области управления организации при изучении адаптации персонала.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Адаптация персонала представляет собой не только процесс, но и результат, работа над которым требует больше времени.

  2. На предприятии ФГУП «Почта России» предусмотрена программа адаптации нового сотрудника, которая имеет общий характер. Формирует целостное представление об учреждении, организационных особенностях, взаимоотношениях.

  3. Система адаптации новых работников ФГУП «Почта России» является частью Делового Кодекса предприятия, и требует совершенствования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

1.1 Сущность, виды и этапы трудовой адаптации персонала в организации

Управление трудовой адаптацией выступает одной из проблем работы с персоналом организации. Термин «адаптация» имеет древнее происхождение и применяется во многих науках. В социологии и психологии выделяются два очень соприкасающихся друг с другом термина «социальная и производственная адаптация». Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды
, а профессиональная адаптация – это прежде всего приспособление человека к требованиям профессии.

Потребность в системе управления адаптацией в организации возрастает с развитием самого предприятия, формированием новых подразделений и ростом штата. На крупных предприятиях для решения вопросов адаптации персонала могут быть задействованы отдельные сотрудники, в то время как у небольших субъектов хозяйствования подобная деятельность может быть делегирована непосредственным руководителям работников, кадровым специалистам.

В зарубежной психологии, в работах Г. Айзенка используется распространенное определение адаптации. Оно рассматривается двояко: 1) как состояние, в котором удовлетворяются потребности индивида и требования среды. Это состояние гармонии между индивидом и социальной средой; 2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация - это многосторонний процесс, который требует взаимной активности и со стороны нового работника, и со стороны коллектива.

Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Она позволяет создать такие условия для нового работника, чтобы тот как можно скорее мобилизовался.

Так, например, по мнению Базарова Т.Ю. и Еремина Б. Л. «Адаптация – это процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды».

В работах Егоршина А.П. дается следующие определение адаптации персонала – «Процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации. Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу».

Человек адаптируется ко многим социальным средам в процессе своей жизнедеятельности, но приступая к работе в какой-либо организации, он вынужден адаптироваться к трудовой деятельности. В этот момент начинается процесс производственной адаптации, в этот период у человека вырабатывается новое отношение к работе через социальную адаптацию.

Процесс производственной адаптации – один из сложных видов адаптации, суть которого заключается в том, чтобы вовлечь работника в новую для него производственную среду, помочь быстрее усвоить производственные условия.

Многозначность понятия «адаптация» выражается в том, что под адаптацией понимается не только процесс, но и результат. Недостаточно адаптировавшийся работник уделяет больше времени на процесс реализации своих обязанностей. Успешность адаптации зависит от ряда условий:


  • качественный уровень работы,

  • объективность деловой оценки персонала,

  • обработанность организационного механизма управления процессом адаптации,

  • престиж и привлекательность профессии,

  • особенности организации труда,

  • гибкость систем обучения,

  • особенности социально-психологического климата,

  • личные свойства адаптируемого сотрудника.

Для определения успешности адаптации нового работника необходимо оценить субъективные и объективные показатели, где объективные показатели характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.

Отделу по адаптации персонала необходимо систематически оценивать и анализировать способы и методы проведения трудовой адаптации персонала организации. Это позволит определить уровень адаптации, необходимость изменения процедуры адаптации и другое.

Необходима большая организационная работа предприятия для адаптации работника. При горизонтальном или вертикальном перемещении сотрудника акцент в адаптации уделяется внутреннем процедурам, приобретению новых профессиональных навыков необходимых для работы.

Главной целью адаптации является ускорение процесса вхождения работника в новую должность.

Данная цель не может осуществляться без следующих мероприятий:

  • информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;

  • создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;

  • определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией к профессиональным требованиям выбранного вида трудовой деятельности.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:

  • Уменьшение стартовых издержек. Не адаптировавшийся работник не раскрывает полностью свой трудовой потенциал, что влечет за собой косвенные затраты предприятия.

  • Улучшение психологического комфорта сотрудников. Новые работники часто сталкиваются с повышенным стрессом в период после трудоустройства, а проведение процесса адаптации персонала позволит помочь работнику почувствовать себя востребованным специалистом.

  • Снижение показателей текучести кадров. Эффективно организованный процесс адаптации позволяет изначально вложить в работников корпоративную этику и повысить их лояльность к предприятию, так как именно на начальном этапе взаимоотношений лучше всего добиться формирования нужного образа компании в сознании работника. Соответственно, впоследствии такие сотрудники будут менее склонны менять места работы.

  • Экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

  • Развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.