Файл: 1 Определение оптимальных параметров магистрального нефтепровода 4.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 Определение оптимальных параметров магистрального нефтепровода
1.1 Определение диаметра трубопровода, толщина стенки трубопровода
1.2 Выбор насосного оборудования (НПС)
1.3 Пересчет характеристик основного насоса с воды на вязкую нефть
1.4 Пересчет характеристик подпорного насоса с воды на вязкую нефть
1.5 Расчет бескавитационной работы основного насоса
2 Расчет на прочность и устойчивость магистрального нефтепровода
3 Гидравлический расчет нефтепровода
4 Регулирование режимов работы нефтепровода
5 Расстановка станций по трассе магистрального нефтепровода
6 Расчет эксплуатационных режимов магистрального нефтепровода
7 Выбор рационального режимов эксплуатации магистрального нефтепровода
Содержание
Введение 3
1 Определение оптимальных параметров магистрального нефтепровода 4
1.1 Определение диаметра трубопровода, толщина стенки трубопровода 4
1.2 Выбор насосного оборудования (НПС) 8
1.3 Пересчет характеристик основного насоса с воды на вязкую нефть 14
1.4 Пересчет характеристик подпорного насоса с воды на вязкую нефть 18
1.5 Расчет бескавитационной работы основного насоса 21
2 Расчет на прочность и устойчивость магистрального нефтепровода 23
3 Гидравлический расчет нефтепровода 32
4 Регулирование режимов работы нефтепровода 38
5 Расстановка станций по трассе магистрального нефтепровода 39
6 Расчет эксплуатационных режимов магистрального нефтепровода 40
6.1 Графический метод 40
6.2 Численный метод 43
7 Выбор рационального режимов эксплуатации магистрального нефтепровода 47
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Введение
Трубопроводный транспорт – неотъемлемая и важнейшая составляющая топливно-энергетического комплекса Российского государства. Страна обладает разветвленной и чрезвычайно развитой сетью магистральных нефтепроводов и газопроводов, которые протянулись на тысячи километров по территории многих субъектов Федерации. На сегодняшний день Россия единственная из промышленно развитых мировых держав не только полностью обеспечивает свои внутренние потребности в нефтепродуктах, но и выступает одним из ведущих экспортеров в мире.
Трубопроводы, наряду с такими известными видами транспорта, как автомобильный, железнодорожный, являются основным и наиболее часто применяемым средством для транспортировки углеводородов (преимущественно нефти и газа, а также нефтепродуктов) на длительные расстояния.
Данный вид транспорта имеет множество преимуществ. Он финансово выгоден и универсален. Кроме того, его использование практически исключает потерю продукции в процессе доставки. Все этапы работ, присущие данному виду транспорта, полностью механизированы и автоматизированы. Все это приводит к уменьшению себестоимости транспортировки.
1 Определение оптимальных параметров магистрального нефтепровода
1.1 Определение диаметра трубопровода, толщина стенки трубопровода
Внутренний диаметр вычисляется по формуле
где . – расчетная часовая производительность магистрального нефтепровода,
определяется по формуле
где – годовая производительность нефтепровода, млн. т/год;
– коэффициент неравномерности перекачки, – для трубопроводов, прокладываемых параллельно с другими нефтепроводами и образующих систему;
– расчётное число рабочих дней в году, сутки;
– расчётная плотность нефти, кг/м3, определяем по формуле
где – температурная поправка, кг/(м3 К), которую находим по формуле
Тогда по формуле (3)
Тогда расчетная часовая производительность по формуле (2) будет равна
– рекомендуемая скорость перекачки, определяемая из графика (рисунок 1).
Рисунок 1 - Зависимость рекомендуемой скорости перекачки от плановой
производительности нефтепровода
Следовательно, диаметр нефтепровода по формуле (1) будет равен
По вычисленному значению внутреннего диаметра, принимается ближайшие стандартные наружные диаметры нефтепровода – 1020 мм.
Ориентировочно, также можно принять диаметр магистрального
нефтепровода по таблице 1, что составляет 1020 мм.
Таблица 1 - Ориентировочные параметры МНП
Пропускная способность (грузопоток) , млн.т./год | Диаметр наружный , мм | Допустимое давление |
0,7 – 1,2 | 219 | 9,8 |
1,1 – 1,8 | 273 | 8,3 |
1,6 – 2,4 | 325 | 7,4 |
2,2 – 3,4 | 377 | 6,4 |
3,2 – 4,4 | 1220 | 6,4 |
4,0 – 9,0 | 530 | 6,3 |
7,0 – 13,0 | 630 | 6,2 |
11,0 – 19,0 | 720 | 6,1 |
15,0 – 27,0 | 820 | 6,0 |
23,0 – 50,0 | 1020 | 5,9 |
41,0 – 78,0 | 1220 | 5,8 |
Из приложения 1 [1] определяем характеристики трубы
Таблица 2 – Характеристики труб для нефтепроводов и нефтебаз
Диаметр, мм | Номиналь- ная толщи- на стенки мм | Характеристика м-ла труб | | Констру-кция трубы | Поставщик (ГОСТ) | |||
наруж. | услов. | |||||||
марка стали | МПа | МПа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1020 | 1000 | 9,5;10;10,5; 11;11,5;12 | 17Г1С | 510 | 363 | 1,4 | сварные прямошов. | ВТЗ |
Определяем расчетное значение толщины стенки трубопровода по формуле
где – коэффициент надежности по нагрузке, – для нефтепроводов работающих в системе «из насоса в насос»;
– рабочее (нормативное) давление, МПа;
– наружный диаметр трубопровода;
–расчётное сопротивление металла трубы, МПа, определяем по формуле
где – нормативное сопротивление растяжению (сжатию) материала труб и сварных соединений, определяемое из условия работы на разрывы, равное минимальному пределу прочности ;
– коэффициент условий работы трубопровода, – для III, IV
категории трубопроводов;
– коэффициент надежности по материалу, [1, прил.1];
– коэффициент надежности по назначению трубопровода, -для >1000 мм [2, табл.12];
Тогда толщины стенки магистрального трубопровода по формуле (5) будет равна
Полученное значение округляем в большую сторону до стандартного значения [1, прил.1].
1.2 Выбор насосного оборудования (НПС)
B соответствии с расчётной часовой пропускной способностью выбираются основные магистральные насосы (НМ) насосных станций так, чтобы значение попало в рабочую область заводской напорной (или Q – H) характеристики насоса, снятой на воде (с = 20°C) (поскольку в данном диапазоне заметного ухудшения к.п.д. не наблюдается (рисунок 2).
Рисунок 2 – (Q -H) - характеристика центробежного насоса
Здесь , , – левая и правая границы рабочей зоны насоса.
Если границы рабочей области на графике не показаны, то они
вычисляются по формулам
где – подача выбранного типа насоса в оптимальном режиме,
Так как расчетная часовая производительность составляет м3/ч, то выбираем основные насосы HM 5000-210 с ротором 0,7. Технические характеристики данного насоса приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Параметры насоса магистрального HM 5000-210 с ротором 0,7
Типоразмер насоса | Номинальный режим на воде | Число ступеней (рабочих колес), | ||||||
Подача 0,7 , м3/ч | Напор , м | Частота вращения, , об/мин | Допуст. кавитац. запас , H, м | КПД , % | Мощность привода (эл/двиг.) , кВт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Насосы спиральные одноступенчатые, с двухстороннем подводом жидкости к рабочему колесу | ||||||||
HM 5000-210 ротор 0,7 | 5000 | 210 | 3000 | 42 | 88 | 3150 | 1 |