Файл: Кафедра теории и методики тхэквондо и спортивно боевых единоборств.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Кафедра теории и методики тхэквондо и спортивно боевых единоборств
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Выпускная квалификационная работа
по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»
Исполнитель:
Егоров Сергей Александрович
студент 5 курса 507 группы
заочной формы обучения,
факультет ЕиНВС
Зав кафедрой: ____________________
Научный
Руководитель:____________________
С оценкой_______________________
Cанкт-Петербург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...3 |
ГЛАВА 1 ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..……6 |
1.1.ОСОБЕННОСТИ ВИДА СПОРТА ТХЭКВАНДО…………………………..…6 |
1.2.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ……………………………...…………………………………………..…9 |
1.3.АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ……………………………………………………….....13 |
1.4.СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА,СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………. ..18 |
1.4.1 ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ……………………………………...20 |
1.4.2 СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНОГО КАЧЕСТВА………………29 |
1.4.3МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВМ………………….33 |
1.5.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАГНИЯ СКОРОТНЫХ КАЧЕСТВ В ЕДИНОБОРСТВАХ……………………………………………………………….....37 |
ВВЕДЕНИЕ
Тхэквондо - научно-обоснованный способ использования своего тела в целях самообороны, позволяющий в результате интенсивных физических и духовных тренировок необычайно расширить диапазон индивидуальных возможностей человека.
«Тхэквондо - вид боевого искусства, не знающий равных по мощности и эффективности техники. Составляющие этого искусства дисциплина, техника и дух, они являются средствами развития у занимающихся чувства справедливости, твердости, гуманизма и целеустремленность.
Российские тхэквондисты за последние годы добились значительного прогресса в уровне технико-тактического мастерства, что отразилось на достижениях ведущих спортсменов на крупнейших соревнованиях.
Однако успехи российских спортсменов на международной арене в значительной мере сдерживаются отсутствием научно-обоснованной системы предсоревновательной подготовки, включающей в себя не только совершенствование уровня технико-тактического мастерства тхэквондистов, но и развитие важнейших физических качеств.
Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека. Наряду с силовыми и координационными способностями скоростные способности играют одну из наиболее важных ролей в формировании технического совершенствования и духовной дисциплины.
Актуальность работы заключается в том, что в России практически неизвестна литература, посвящённая поиску и совершенствовании методик повышения уровня учебно-тренировочного процесса в тхэквондо, в частности, воспитанию скоростных качеств, не смотря на то, что в городе Сеул существует научный институт тхэквондо (Kukkiwon), в котором разрабатываются методики преподавания данного вида боевого искусства.
В энциклопедии физической подготовки нами найдена методика развития скоростных способностей разработанная Е.Н. Захаровым, которая представляет собой набор комплексов упражнений (Приложение 1).
Объект исследования - процесс воспитания физических качеств у юношей 12-13 лет занимающихся тхэквондо (ВТФ).
Предмет исследования - технология воспитания скоростных качеств у юношей 12-13 лет на занятиях тхэквондо (ВТФ).
Цель работы - определить эффективность воздействия комплексов упражнений направленных на воспитание скоростных качеств у юношей 12-13 лет занимающихся тхэквондо (ВТФ).
Гипотеза - предполагает, что усовершенствованная технология воспитания скоростных качеств будет более эффективна, чем традиционная методика, используемая на занятиях тхэквондо (ВТФ).
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить начальный уровень развития скоростных способностей у юношей 12-13 лет, занимающихся тхэквондо (ВТФ);
2) разработать игровые комплексы, направленные на воспитание скоростных качеств у юношей 12-13 лет, занимающихся тхэквондо (ВТФ);
3) обосновать применение игрового и соревновательного метода, усовершенствованной методики на занятиях тхэквондо (ВТФ) для юношей 12-13 лет;
4) выявить и проанализировать эффективность воздействия разработанных комплексов на воспитание скоростных качеств у юношей 12-13 лет занимающихся тхэквондо (ВТФ).
ГЛАВА 1 ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 ОСОБЕННОСТИ ВИДА СПОРТА ТХЭКВАНДО
Тхэквондо - это искусство, включающее в себя стиль мышления и образ жизни. Тхэквондо, в частности, прививает духовную культуру, дает силы для борьбы за справедливость. Тхэквондо известно, как одно из лучших средств развития и усиления перцептивных и физиологических свойств.
Каждое движение в тхэквондо базируется на научной основе и предназначено для достижения строго определенных целей.
Изучение тхэквондо дает занимающимся несколько уникальных преимуществ физической подготовке (Цой Хонг Хи, 1993г.).
Без сомнения, одно из самых драгоценных богатств жизни - хорошее здоровье. Благополучие, сила, слава, блеск физической красоты - все это становится не важным, если человек не обладает хорошим здоровьем.
Занимающиеся могут понять, как важно тхэквондо для здоровья, прочитав следующий отрывок, написанный доктором Робертом С. Арнером, обладателем черного пояса по тхэквондо.
«Тхэквондо можно заниматься индивидуально или в группах, не применяя отягощений и специального оборудования. Поскольку тело само устанавливает границы, изменения физического состояния занимающихся учитывается автоматически. Вся мышечная система от пальцев рук до пальцев ног начинает активно действовать».
Характерные для занятий тхэквондо большое число повторений и небольшие преодолеваемые сопротивления развивают «змеиную» тонкую мускулатуру. Такие мышцы располагаются ближе к кровеносным сосудам и, таким образом, достигается большая выносливость и работоспособность. (R. C. Brown, G. S. Kenyon (Eds) Classical Studies on Physical Activity. -Prentiss-Hall, Inc., New Jersey, 1968).(Цой Хонг Хи, 1993г.).
Осуществляющиеся при выполнении ударов ногами, а также балансирующих движений руками повороты таза хорошо развивают мышцы брюшного пресса. Большинство ударов тхэквондо связано с высоким подъемом ног, что развивает боковые мышцы туловища и внутренней поверхности бедер.
Стандартный режим тренировок связан с активной работой всего тела. Следствием такой работы является увеличение частоты сердечных сокращений
, одновременное повышение интенсивности кислородного обмена сердца и легких. Подобная усиленная вентиляция называется аэробным эффектом (K. H. Cooper Aerobics. - M. Evants & Co., New York, 1968), который характеризуется следующими проявлениями.
1. Повышение эффективности работы легких.
2. Улучшение системы кровотока, путем увеличения кровеносных сосудов, повышения их эластичности, снижение дистонии.
3. Улучшение состава крови, в особенности повышения содержания красных кровяных телец и гемоглобина.
4. Повышение жизнеспособности тканей тела благодаря усилению обменных процессов.
5. Улучшение работы сердца.
6. Улучшение сна и вывода из организма шлаков.
В следствие тренировок нормализуется вес тела, наблюдается увеличение мышечной ткани у худых и потеря жировых тканей у полных. Занятия тхэквондо довольно интенсивны - в среднем расходуется порядка 600 калорий в час, это один из самых высоких показателей в спорте. Поскольку следствием расхода 3500 калорий является потеря одного фунта веса, очевидно, что при занятиях тхэквондо 6 часов в неделю, человек будет терять каждую неделю по одному фунту «лишнего» веса.
По утверждению Moloy, занятия тхэквондо развивают следующие качества:
1. Мышечная сила.
2. Способность мгновенно начать движение.
3. Способность быстро изменять направление движения.
4. Эластичность суставов, мышц и связок.
5. Периферическое зрение.
6. Концентрация внимания.
7. Понимание механизмов техники и движения тела.
Атакующий крик также имеет физиологическую подоплеку. Помимо того, что он служит для деморализации противника, во время этого крика напрягаются мышцы нижнего отдела брюшного пресса, что предотвращает от травм в случае контратаки. Сопровождающий крик вызывает полный выдох воздуха и прилив в легкие дополнительного объема свежего воздуха, улучшает дыхание и увеличивает жизненный объем легких.
Занятия тхэквондо можно рекомендовать и мужчинам, и женщинам, и детям. Тхэквондо способствует развитию перцептивной и двигательной систем, вниманию, улучшает восприятие, развивает тело, повышает обмен кислорода в легких и сердце, развивает координацию движений, которая важна в любом виде спорта и физическом труде (Цой Хонг Хи, 1993г.).
Принимая во внимание очевидные преимущества этого вида единоборств (овладение занимающимися приемами самозащиты, получение удовлетворения от занятий древнейшим искусством), кажется вполне закономерным, что со временем тхэквондо становится неотъемлемой частью жизни занимающихся.
1.2ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Эффективность воспитания и обучения находятся в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания требуют периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
По данным Сапина М. Р. (2000г.), знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективности методов обучения. При изучении развития человека и возрастных особенностей руководствуются научно-обоснованными данными о возрастной периодизации. В нашей работе мы затрагиваем один возрастной период - подростковый возраст.
Подростковый возраст - называется также периодом полового созревания, пубертатным периодом. Этот период жизни, в котором организм претерпевает ряд изменений, способствующий наступлению его половой и физической зрелости. В связи с резкими нейроэндокринными изменениями в этот период стремительно меняются вегетативные функции, обмен, физическое и психическое развитие. Он продолжается у юношей с 13 до 17 лет, у девочек с 11 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, пубертатный скачек, который касается всех размеров тела (Обринесова Н. И., 2000 г., Смирнов В.М., Дубровский В.И., 2002г.).
Как отмечает Петрухин А. С. (2000г.), отличительной анатомической чертой организма подростка является опережающий рост костей его скелета, сравнительно с его мышечной массой. И хотя в организме человека к этому возрасту уже имеются зоны известного окостенения, в целом опорно-двигательный аппарат подростка представляет собой легко деформируемую систему. В возрасте 13-16 лет заканчивается окончательное формирование всех элементов суставов. В условиях нормальной физиологической деятельности суставы долго сохраняют неизменный объем движений и мало подвергаются старению. При длительных и чрезмерных нагрузках в строениях и функциях суставов появляются изменения: истончается и деформируется суставной хрящ, уменьшаются его пружинящие свойства и др.
В возрасте 11-15 лет создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Оценивая особенности двигательных функций подростка, укажем два научно установленных факта: