Файл: Содержание Введение Теоретические основы рынка ценных бумаг.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.1 - Статистика паевых инвестиционных фондов

Паевые инвестиционные фонды

2011 год млрд.руб

2012 год млрд.руб

Прирост (%)

Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов, в том числе:

419,9

766,8

+82,6

Закрытых фондов недвижимости

70,3

190,2

+170,5

Открытых фондов акций

43,7

77,1

+76,4

Число пайщиков паевых инвестиционных фондов в том числе:

1465996

1736878

+18.4

Закрытых фондов недвижимости

2384

3616

+51,7

Открытых фондов акций

142245

327063

+129,9

Денежные доходы населения

17267,3

211138,9

+3871,6*

Использовано денежных доходов населения на сбережения

3539,8

3762,7

+222,9

*прирост в млрд. рублей
По данным, мы видим, что за прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов - на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд.рублей. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд.рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величин сбережений за год (таблица 2.1)


Несмотря, на стабильное, положительное развитие российского фондового рынка за предыдущие годы, в 2008 году окончился безрезультативно. Российский фондовый рынок завершает первое полугодие 2008 год практически с нулевым изменением.


Рисунок 2.3 - Темпы изменения индекса РТС и основных мировых фондовых индексов (%)
Рассматривая, данный рисунок 2.3, мы видим, что динамика темпов изменения индекса РТС и основных мировых фондовых индексов (%), крайне не стабильна. Это обусловливается объективными внешними и внутренними тенденциями, доминировавшими на рынке в тот или иной период полугодия. В числе наиболее сильных факторов назовем: макроэкономическое развитие развитых и развивающихся рынков. Основное внимание игроков сосредоточено на экономиках США, еврозоны и Китая:

- Международную ликвидность. В начале года по миру прокатилась очередная волна кризиса международной ликвидности, вынудившая мировые Центробанки реагировать на него снижением ставок.

- Динамику мировых товарных рынков. Рост цен на нефть в рассматриваемый период превысил 50%. Цена нефти Brent поднялась до 142 долл./барр. Цены на платину и палладий подскочили на 27 и 35%, соответственно. Цены на никель, в течение прошлого года демонстрировавшие галопирующий рост, опустились с начала года на 16%.

- Корпоративные отчетности банков. Наиболее ярким, и одновременно, негативным образом, зарекомендовали себя мировые финансовые компании. Объем их списаний от операций на рынке ипотечных бумаг исчисляется десятками миллиардов долларов США, специалисты ожидают увеличения потерь сектора от деятельности в период кредитного кризиса.

- Завершение реформы электроэнергетической отрасли РФ. Одна из крупнейших в мире монополий - РАО «ЕЭС России», 30 июня 2008 г., завершила свою деятельность. На ее место выходят электроэнергетические компании, созданные в ходе реформы электроэнергетики.

- Основные преимущества от налоговых изменений получат прогосударственные компании: «Газпром», «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл».

Анализ динамики данного показателя наряду с показателем темпов прироста ВВП, как по отдельным странам, так и по миру в целом, позволил сделать выводы: не любое наращивание капиталоемкости ВВП, означающее расширение инвестиционных возможностей, может быть усвоено экономикой и направлено на ее расширение; перекапитализация фондового рынка, выведение соответствующего показателя на неадекватно высокий уровень обязательно имеет следствием его резкое снижение, сопровождающееся падением темпов прироста экономики. Достижение миром порогового значения капиталоемкости ВВП (примерно 120%) при современном уровне развития финансовых рынков и мировой экономики привело к глобальной перекапитализации рынков, что и стало основной причиной мирового финансового кризиса 2008 года, а не ипотечный кризис в США 2007 года, явившейся всего лишь катализатором разрастания кризисных явлений.







3. Регулирование и перспективы развития рынка ценных бумаг в России



3.1 Регулирование рынка ценных бумаг в России
Рынок ценных бумаг в большинстве развитых стран находится под воздействием государственного регулирования. Функции такого регулирования выполняют специальные государственные органы. Часто им вменяется в обязанность устанавливать правила поведения на рынке ценных бумаг с помощью подзаконных актов, давать трактовки положениям законов, проводить расследование нарушений, осуществлять выдачу и отзыв лицензий на права совершения операций с ценными бумагами. В нашей стране осуществление государственного регулирования необходимо еще и в связи с задачей быстрого становления РЦБ. Сведение роли государства к минимуму существенно затянуло бы этот процесс, ибо саморегулируемый частный национальный капитал, с одной стороны весьма слаб в нашей стране, для того чтобы самостоятельно создавать необходимые современные средства инфраструктуры РЦБ, а с другой - он не склонен сосредотачиваться на решении глобальных проблем, затрагивающих интересы общества в целом. [3]

Регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников:

эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование- это подчиненность организаций собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность организации в целом и ее работников. Внешнее регулирование -это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, другим организациям, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг бывает нескольких видов:

государственное регулирование рынка, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования. В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить два основных направления. [3]

Первое направление - это выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг, и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов. Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагается функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. В России распоряжением президента Российской федерации от 9 марта 1993 года было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, организующая разработку мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем, Указом президента РФ от 4 ноября 1994 года эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций. В тексте Федерального закона “О рынке ценных бумаг” определены права и функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.


Федеральная комиссия является органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она осуществляет:

- Разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка;

- Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг;

- Устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку ведения реестра.

Следует сказать, что полномочия федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством Российской Федерации или субъектами Российской Федерации. [5]

Второе направление государственного регулирования рынка ценных бумаг - это выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральной комиссией или органами, уполномоченными Федеральной комиссией на основании генеральной лицензии. Согласно Федеральному закону, лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж. Кроме лицензирования, в России согласно действующему в настоящее время положению руководители и специалисты профессиональных организаций - участников рынка ценных бумаг должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемая организация должна быть утверждена не менее, чем десятью членами и получить разрешение Федеральной комиссии. Такая организация, в соответствии с требованиями Федерального закона, устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; этот процесс в настоящий момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договорится о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций. [12]