Файл: Планирование объема реализации. Торговые наложения, их характеристика.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ. ТОРГОВЫЕ НАЛОЖЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА

Анализ фактического товарооборота может осуществляться:

Товарооборот аптеки и общие индексы цен на ЛС за 5 лет

Динамика товарооборота аптеки за 5 лет в действующих и сопоставимых ценах

Т/О в действующих ценах: коэффициент роста любого показателя определяется делением последующего года на предыдущий

Анализ и планирование розничного товарооборота (т/о)

Т/О I – 1500000 т.

Т/О II – 1580000 т.

Т/О III – 1670000 т

Т/О IV – 1750000 т.

Т/О V – 1830000 т.

б) планирование

Прирост товарооборота за счет увеличения числа амбулаторных посещений

В VI году число амбулаторных посещений в поликлинике, находящейся в зоне обслуживания аптеки, планируется увеличить на 5000 (за счет открытия нового кабинета)

(данные за V г.)=0,75

Т/Н – часть розничной цены, которая предназначена для возмещения издержек и создания прибыли аптеки (фарм. фирмы)

Формирование Т/Н

Данные внутрихозяйственного бухгалтерского, статистического учета и отчетности

Механизм анализа и планирования Т/Н:

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ. ТОРГОВЫЕ НАЛОЖЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА


ЦЕЛЬ

Ознакомление студентов с основными элементами сбыта аптеки (разделами товарооборота).

 

ПЛАН
    • Методические подходы к планированию объема

    • реализации.

      2. Планирование объема реализации населению.
    • Расчет объема реализации ЛПО (оптовый

    • товарооборот).
    • Методика распределения объема реализации на части.
    • Торговые наложения, их характеристика

Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи.

В его основе лежит уступка права собственности па товар в обмен на его денежный эквивалент.

Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приоб­ретение товаров.



Товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период.

Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассматривается в качестве показателя:
    • масштаба деятельности организации;
    • денежной выручки фармацевтического предприятия за реализованные товары;
    • размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг;
    • потребления товарной массы.

При прогнозировании общего объема реализации можно использовать:

1) экономико-математические, экономико-аналитические методы;

2) метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей);

3) метод экономической эффективности;

4) расчет объема реализации на основе данных о средней реализации, количестве ЛП на одного жителя, размере ассигнований для ЛПО;

5) пробный маркетинг – используется при прогнозировании объема реализации новых ЛП. Реализация нового ЛП осуществляется в 1-2 аптеках. Полученная информация о покупателях, объеме и темпах продажи служит основой для прогнозирования объема реализации и в других аптеках;

6) возможный объем реализации ЛП и ИМН можно рассчитать по формуле:


Возможный объем реализации ЛП и ИМН можно рассчитать по формуле:



Р = Сн + Сорг , где

Р – объем реализации

Сн – объем спроса населения

Сорг – объем спроса организаций.

Р общ= Трозн + Т опт

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ

В связи с тем, что практически невозможно определить степени влияния на объем реализации таких факторов, как:
  • индивидуальные особенности больного;
  • врачебные предпочтения;
  • выбор больным аптеки, в которую можно обратиться с рецептом

  • Наиболее целесообразным является применение метода динамических показателей.

Для прогнозирования объема реализации можно применить два методических подхода.

1 подход. Анализируются данные об общем объеме реализации за ряд лет. Исчисляются ежегодные и среднегодовые темпы прироста за исследуемый период.

2 подход. Анализируются данные о средней реализации на одного жителя за ряд лет. Произведение рассчитанной динамики средней реализации на одного жителя и численности населения дает показатель предполагаемой реализации.

Расчет объема реализации ЛПО (оптовый т/о)

Основными факторами, влияющими на оптовый товарооборот являются:
    • коечный фонд и его изменение;
    • профиль ЛПО;
    • ассигнования, выделенные ЛПО на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
    • дополнительные ассигнования.

При расчете оптового т/о может быть также применен метод динамических показателей, однако наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований ЛПО.

Ассигнования, выделенные ЛПО, прикрепленному на снабжение к аптеке, и составляют величину оптового товарооборота.

После определения годового т/о (розничного и оптового), производят распределение его по кварталам.

Методика распределения по кварталам заключаются в следующем: рассчитывают удельный вес объема реализации каждого квартала в розничной и оптовой реализации за ряд лет и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период.

Товарооборот розничный и оптовый составляет общую сумму объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Экономические показатели мелкорозничной сети рассчитывают аналогично показателям аптеки.



Розничный товарооборот

Объем реализации мелкорозничной сети

Объем реализации по амбулаторным рецептам

Объем реализации по безрецептурному отпуску

Оптовый товарооборот

Объем реализации по стационарной рецептуре

Объем реализации по мелкооптовому отпуску

Методика распределения объема реализации для населения и ЛПО на составные части

Составные части розничного и оптового объема реализации по способу продажи представлены на схемах:

Методика распределения по составным частям такова: определяют удельный вес каждой составной части объема реализации населению и ЛПО в текущем году и это соотношение сохраняют на прогнозируемый период.

Одним из качественных показателей объема реализации является товарная номенклатура.

Методика распределения объема реализации по группам товаров состоит из этапов:

1. Анализ фактической реализации по группам товаров за 2-3 года,

2. Выявление тенденции в изменении групповой структуры товаров,

3. Изменение групповой структуры с учетом конъюнктуры спроса и предложения.

Аналогичные методические подходы используются, если объем реализации структурирован на основе иных признаков.

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА

Анализ фактического товарооборота может осуществляться:

  • в действующих ценах (за соответствующий период)
  • с учетом индекса цен (в сопоставимых ценах)
  • Индекс цен – (лат. index – показатель, список) –относительный показатель, который отражает изменение цен за определенный период времени.

    где: Р1 –цена Лс в определенном периоде (году, месяце);

    P0 – цена ЛС в базовом периоде.

Товарооборот аптеки и общие индексы цен на ЛС за 5 лет


Показа-

тель

І

год.

ІІ

год

ІІІ

год

ІV

год

V

год

Общий т/о

(тенге)

1500000

1580000

1670000

1750000

1830000

Индекс цен

1,06

1,07

1,09

1,08

Динамика товарооборота аптеки за 5 лет в действующих и сопоставимых ценах



Показатель

І

год

ІІ

год

ІІІ

год

ІV

год

V

год

Товаро

оборот

в действ ценах

1500000

1580000

1670000

1750000

1830000

Товар-оборот

в сопостав ценах I г.

1500000

1490566

1472403

1415514

1370581

Товарооб. в сопоставим ценах V года

2002800

1990168

1965924

1890000

183000

Т/О в действующих ценах: коэффициент роста любого показателя определяется делением последующего года на предыдущий


 

 

 

 

 

 

Анализ и планирование розничного товарооборота (т/о)

Т/О I – 1500000 т.

Т/О II – 1580000 т.

Т/О III – 1670000 т

Т/О IV – 1750000 т.

Т/О V – 1830000 т.


а) анализ

Показатели товарооборота

Расчет коэффициентов роста (снижения)

 

 

б) планирование


 

Прирост товарооборота за счет увеличения числа амбулаторных посещений

В VI году число амбулаторных посещений в поликлинике, находящейся в зоне обслуживания аптеки, планируется увеличить на 5000 (за счет открытия нового кабинета)

(данные за V г.)=0,75


5000 х 0,75 = 3750 рецептов

3750 х 10 - 25 (средняя стоимость 1го рецепта) = 38437,50

Итого розничный Т/О VI = 1923147 + 38437,50 = 1961584,50

Оптовый товарооборот (т/о)

Планирование на VI год – по плану бюджетных ассигнований – 60.000. В VI году планируется увеличивается число коек в больнице, находящейся в зоне обслуживания аптеки, на 10

К перевода числа коек в рецепты:

В V году 13000 (кол-во стац. рец.)

В V году 16300 (кол-во койко дней)

=

0,8

330 х 10 х 0,8 х 10,25 = 27060

(сред ст-ть 1 рец)

опт. Т/О VI = 60000 + 27060 = 87060

Итого общий Т/О на VI (плановый) год =

1961584,50 + 87060 = 2048644,50

Т/Н – часть розничной цены, которая предназначена для возмещения издержек и создания прибыли аптеки (фарм. фирмы)

Формирование Т/Н

  • торговая наценка на оптовую цену
  • торговая скидка с розничной цены
  • Источники Т/Н

  • при поступлении товара – по товарно-транспортным накладным (реестр формирования розничной цены) – разница между ценами реализации (розн. ц.) и ценами закупки (опт. ц.)
  • в реализованном товаре (реализованные Т/Н) – расчетным путем (см. методику расчета реализованных Т/Н)


Торговые наложения

Данные внутрихозяйственного бухгалтерского, статистического учета и отчетности

Механизм анализа и планирования Т/Н:

  • анализируют Т/Н за определенный период времени (аналогично анализу и планированию Т/О)
  • рассчитывают статистические показатели, определяющие динамику изменений Т/Н:
  • абсолютный прирост ;
  • темпы роста ;
  • темпы прироста ;
  • др.

Анализ и планирование Т/Н

ЛИТЕРАТУРА
    • Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – 716 с.
    • Основы экономики и системы учета в фармации. Под ред Немченко А.С.-Винница: НОВА КНИГА, 2008.-480 с.
    • Абдуллин К.А. Экономика фармации. Учебное пособие. – Алматы, 2006. – 195 с.
    • Пелих А.С. Бизнес-план, или как организовать собственный бизнес. – Москва: ОСЬ-89, 1997. – 96 с.

    • Дополнительная:

      1. Криков В.П., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1999. – 624 с.