Файл: Планирование объема реализации. Торговые наложения, их характеристика.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ. ТОРГОВЫЕ НАЛОЖЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
Анализ фактического товарооборота может осуществляться:
Товарооборот аптеки и общие индексы цен на ЛС за 5 лет
Динамика товарооборота аптеки за 5 лет в действующих и сопоставимых ценах
Анализ и планирование розничного товарооборота (т/о)
Прирост товарооборота за счет увеличения числа амбулаторных посещений
Данные внутрихозяйственного бухгалтерского, статистического учета и отчетности
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ. ТОРГОВЫЕ НАЛОЖЕНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЦЕЛЬ
Ознакомление студентов с основными элементами сбыта аптеки (разделами товарооборота).
ПЛАН
- Методические подходы к планированию объема
- Расчет объема реализации ЛПО (оптовый
- Методика распределения объема реализации на части.
- Торговые наложения, их характеристика
реализации.
2. Планирование объема реализации населению.
товарооборот).
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи.
В его основе лежит уступка права собственности па товар в обмен на его денежный эквивалент.
Таким образом, на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров.
Товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период.
Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики) и рассматривается в качестве показателя:
- масштаба деятельности организации;
- денежной выручки фармацевтического предприятия за реализованные товары;
- размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг;
- потребления товарной массы.
При прогнозировании общего объема реализации можно использовать:
1) экономико-математические, экономико-аналитические методы;
2) метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей);
3) метод экономической эффективности;
4) расчет объема реализации на основе данных о средней реализации, количестве ЛП на одного жителя, размере ассигнований для ЛПО;
5) пробный маркетинг – используется при прогнозировании объема реализации новых ЛП. Реализация нового ЛП осуществляется в 1-2 аптеках. Полученная информация о покупателях, объеме и темпах продажи служит основой для прогнозирования объема реализации и в других аптеках;
6) возможный объем реализации ЛП и ИМН можно рассчитать по формуле:
Возможный объем реализации ЛП и ИМН можно рассчитать по формуле:
Р = Сн + Сорг , где
Р – объем реализации
Сн – объем спроса населения
Сорг – объем спроса организаций.
Р общ= Трозн + Т опт
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ
В связи с тем, что практически невозможно определить степени влияния на объем реализации таких факторов, как:
- индивидуальные особенности больного;
- врачебные предпочтения;
- выбор больным аптеки, в которую можно обратиться с рецептом
Наиболее целесообразным является применение метода динамических показателей.
Для прогнозирования объема реализации можно применить два методических подхода.
1 подход. Анализируются данные об общем объеме реализации за ряд лет. Исчисляются ежегодные и среднегодовые темпы прироста за исследуемый период.
2 подход. Анализируются данные о средней реализации на одного жителя за ряд лет. Произведение рассчитанной динамики средней реализации на одного жителя и численности населения дает показатель предполагаемой реализации.
Расчет объема реализации ЛПО (оптовый т/о)
Основными факторами, влияющими на оптовый товарооборот являются:
- коечный фонд и его изменение;
- профиль ЛПО;
- ассигнования, выделенные ЛПО на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
- дополнительные ассигнования.
При расчете оптового т/о может быть также применен метод динамических показателей, однако наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований ЛПО.
Ассигнования, выделенные ЛПО, прикрепленному на снабжение к аптеке, и составляют величину оптового товарооборота.
После определения годового т/о (розничного и оптового), производят распределение его по кварталам.
Методика распределения по кварталам заключаются в следующем: рассчитывают удельный вес объема реализации каждого квартала в розничной и оптовой реализации за ряд лет и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период.
Товарооборот розничный и оптовый составляет общую сумму объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Экономические показатели мелкорозничной сети рассчитывают аналогично показателям аптеки.
Розничный товарооборот Объем реализации мелкорозничной сети | Объем реализации по амбулаторным рецептам | |
Объем реализации по безрецептурному отпуску | ||
Оптовый товарооборот | Объем реализации по стационарной рецептуре | |
Объем реализации по мелкооптовому отпуску |
Методика распределения объема реализации для населения и ЛПО на составные части
Составные части розничного и оптового объема реализации по способу продажи представлены на схемах:
Методика распределения по составным частям такова: определяют удельный вес каждой составной части объема реализации населению и ЛПО в текущем году и это соотношение сохраняют на прогнозируемый период.
Одним из качественных показателей объема реализации является товарная номенклатура.
Методика распределения объема реализации по группам товаров состоит из этапов:
1. Анализ фактической реализации по группам товаров за 2-3 года,
2. Выявление тенденции в изменении групповой структуры товаров,
3. Изменение групповой структуры с учетом конъюнктуры спроса и предложения.
Аналогичные методические подходы используются, если объем реализации структурирован на основе иных признаков.
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
Анализ фактического товарооборота может осуществляться:
- в действующих ценах (за соответствующий период)
- с учетом индекса цен (в сопоставимых ценах)
Индекс цен – (лат. index – показатель, список) –относительный показатель, который отражает изменение цен за определенный период времени.
где: Р1 –цена Лс в определенном периоде (году, месяце);
P0 – цена ЛС в базовом периоде.
Товарооборот аптеки и общие индексы цен на ЛС за 5 лет
Показа- тель | І год. | ІІ год | ІІІ год | ІV год | V год |
Общий т/о (тенге) | 1500000 | 1580000 | 1670000 | 1750000 | 1830000 |
Индекс цен | 1,06 | 1,07 | 1,09 | 1,08 |
Динамика товарооборота аптеки за 5 лет в действующих и сопоставимых ценах
Показатель | І год | ІІ год | ІІІ год | ІV год | V год |
Товаро оборот в действ ценах | 1500000 | 1580000 | 1670000 | 1750000 | 1830000 |
Товар-оборот в сопостав ценах I г. | 1500000 | 1490566 | 1472403 | 1415514 | 1370581 |
Товарооб. в сопоставим ценах V года | 2002800 | 1990168 | 1965924 | 1890000 | 183000 |
Т/О в действующих ценах: коэффициент роста любого показателя определяется делением последующего года на предыдущий
Анализ и планирование розничного товарооборота (т/о)
Т/О I – 1500000 т.
Т/О II – 1580000 т.
Т/О III – 1670000 т
Т/О IV – 1750000 т.
Т/О V – 1830000 т.
а) анализ
Показатели товарооборота
Расчет коэффициентов роста (снижения)
б) планирование
Прирост товарооборота за счет увеличения числа амбулаторных посещений
В VI году число амбулаторных посещений в поликлинике, находящейся в зоне обслуживания аптеки, планируется увеличить на 5000 (за счет открытия нового кабинета)
(данные за V г.)=0,75
5000 х 0,75 = 3750 рецептов
3750 х 10 - 25 (средняя стоимость 1го рецепта) = 38437,50
Итого розничный Т/О VI = 1923147 + 38437,50 = 1961584,50
Оптовый товарооборот (т/о)
Планирование на VI год – по плану бюджетных ассигнований – 60.000. В VI году планируется увеличивается число коек в больнице, находящейся в зоне обслуживания аптеки, на 10
К перевода числа коек в рецепты:
В V году 13000 (кол-во стац. рец.)
В V году 16300 (кол-во койко дней)
=
0,8
330 х 10 х 0,8 х 10,25 = 27060
(сред ст-ть 1 рец)
опт. Т/О VI = 60000 + 27060 = 87060
Итого общий Т/О на VI (плановый) год =
1961584,50 + 87060 = 2048644,50
Т/Н – часть розничной цены, которая предназначена для возмещения издержек и создания прибыли аптеки (фарм. фирмы)
Формирование Т/Н
- торговая наценка на оптовую цену
- торговая скидка с розничной цены
- при поступлении товара – по товарно-транспортным накладным (реестр формирования розничной цены) – разница между ценами реализации (розн. ц.) и ценами закупки (опт. ц.)
- в реализованном товаре (реализованные Т/Н) – расчетным путем (см. методику расчета реализованных Т/Н)
Источники Т/Н
Торговые наложения
Данные внутрихозяйственного бухгалтерского, статистического учета и отчетности
Механизм анализа и планирования Т/Н:
- анализируют Т/Н за определенный период времени (аналогично анализу и планированию Т/О)
- рассчитывают статистические показатели, определяющие динамику изменений Т/Н:
- абсолютный прирост ;
- темпы роста ;
- темпы прироста ;
- др.
Анализ и планирование Т/Н
ЛИТЕРАТУРА
- Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004. – 716 с.
- Основы экономики и системы учета в фармации. Под ред Немченко А.С.-Винница: НОВА КНИГА, 2008.-480 с.
- Абдуллин К.А. Экономика фармации. Учебное пособие. – Алматы, 2006. – 195 с.
- Пелих А.С. Бизнес-план, или как организовать собственный бизнес. – Москва: ОСЬ-89, 1997. – 96 с.
Дополнительная:
1. Криков В.П., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1999. – 624 с.