Файл: 1 Политикоправовая природа Конституционного Суда рф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов, Конституционный Суд не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но значительным изменениям может подвергаться их нормативное содержание. Благодаря Конституционному Суду выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции[11].
Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти равноуровневого с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством.
1.2. Функции Конституционного Суда РФ
В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» установлено 7 групп полномочий Конституционного суда РФ.
К первой группе относятся полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов, договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ, договоров между субъектами РФ, не вступившими в законную силу международных договоров Российской Федерации.
Вторая группа полномочий Конституционного суда РФ - это правовые средства разрешения споров о компетенции между высшими федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Третью группу образуют полномочия по проверке соответствия Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по поступившим в Конституционный суд РФ жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов.
В четвертую группу входят полномочия по толкованию Конституции РФ.
Пятая группа полномочий связана с предоставленным Конституционному суду РФ правом оценки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В шестую группу входят полномочия, связанные с предоставленным правом законодательной инициативы, где реализуется правотворческая функция Конституционного суда РФ.
В седьмой группе объединены все иные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и иными правовыми актами.
Что касается основных или общесоциальных функций, выполняемых Конституционным судом РФ, то они прямо вытекают из особенностей политико-правовой природы самого Конституционного суда РФ.
1. Социально-политическая функция, предполагающая деятельность Конституционного суда по обеспечению политической стабильности и устойчивости в целом политической системы российского общества и государства, путем использования специальных юридических средств отправления конституционного правосудия. В наиболее наглядном виде осуществление данной функции проявляется, когда Конституционный суд выносит свои итоговые решения по делам защиты политических прав и свобод человека и гражданина, федерализма, местного самоуправления, а также разбирательства отдельных видов конституционно-правовых споров о компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
2. Экономическая функция, предусматривающая участие Конституционного суда в обеспечении реализации важнейших конституционных принципов экономической деятельности российского общества и государства. Защиты всех форм собственности в РФ, поддержка частной инициативы и предпринимательства, добросовестной конкуренции, а также в сфере регулирования бюджетно-финансовых и налоговых правоотношения.
3. Социальная функция Конституционного суда РФ, подразумевающая деятельность Конституционного суда в РФ по защите социальных прав человека и гражданина, регулирование общественных отношений, складывающихся в сферах социального обеспечения, пенсионный системы и в сфере регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями.
4. Духовно-идеологическая функция. Предполагает активную деятельность Конституционного суда РФ по культивированию и утверждению в РФ основополагающих конституционных ценностей. Главным образом в форме формулирования им своих правовых позиций по различным конституционно-правовым вопросам.
5. Теоретико-познавательная или мировоззренческая функция. Ее содержание предполагает то, что своими решениям Конституционный суд РФ способствует формированию и развитию общей теории права. Решения Конституционного суда оказывают в целом важное методологическое значение на формирование и развитие конституционализма в нашей стране.
6. Воспитательная функция Конституционного суда, предполагающая участие Конституционного суда в формировании высокого уровня правосознания среди руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления именно в духе уважения и соблюдения важнейших конституционных ценностей, и умение защищать свои права и интересы средствами конституционного правосудия.
7. Организационно-управленческая функция Конституционного суда РФ, направленная на обобщение и распространение практики Конституционного суда РФ, становление и развитие международных связей Конституционного суда с другими Конституционными судами зарубежных стран в рамках венецианской комиссии, возглавляемых главами Конституционных судов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль как орган самостоятельной судебной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти.
Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо официальное истолкование Конституции РФ.
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок пятнадцать лет.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и ФКЗ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально, открыто. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Таким образом, положение конституционного суда обусловлено его политическим престижем, а, следовательно, степенью убеждения, удерживающегося в общественном мнении и в политических кругах, в том, что принимаемые им решения являются авторитетными по отношению к установленным конституционным рамкам деятельности остальных элементов государственного аппарата. Чем сильнее будет убеждение, что решениям суда необходимо подчиняться, тем рискованнее будет игнорировать его мнение и тем больше шансов получит суд в укреплении своей позиции, даже если будет создаваться конфликтная ситуация с другими участниками процесса управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Саликов, М. С. Новеллы конституционного судебного процесса / М. С. Саликов // Российский юридический журнал. 2011. № 4
2. Брежнев, О. В. Правовая природа Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля / О. В. Брежнев // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 6.
3. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд. М., 2008. С. 133.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - М.: Новая правовая культура, 2009.
5. О Конституционном Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21.07.1994 г. (в ред. от 04.06.2014г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13, ст.125.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", N 25, 22.06.98, ст. 3004
7. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
8. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1998. С. 17-20.).
9. Бондарь Н. С. Конституционное правосудие и развитие конституционной юриспруденции в России. // Журнал российского права. - 2011. - № 10, с. 35 – 47
10. О правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации (В. Ершов, Е. Ершова, «Российская юстиция», № 2, февраль 2004 г.)
11. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М., «ЮрИНФОРМ», 2007. С. 20.
12. Государственное управление: основы теории и организации: учебник / под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статус, 2006. С. 156.