Файл: Симптомы бульбарной дизартрии и план коррекционнологопедической работы по восстановлению речи с наглядным материалом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Симптомы бульбарной дизартрии и план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи с наглядным материалом.
Неречевые признаки бульбарной дизартрии:
-
Дыхание становится поверхностным и аритмичным. -
Мышцы лица малоподвижны. -
Непроизвольное слюноотделение. -
Паралич или парез мышц туловища, рук и ног. Ребенок не может нормально передвигаться, неправильно воспринимает пространство. -
Ребенок не может сфокусировать взгляд на предмете из-за нарушений в работе глазодвигательных мышц. -
Эмоционально-волевые расстройства.
Речевые признаки дизартрии:
-
Речь ребенка неожиданно становится невнятной, даже родители не могут понять, что он говорит. Создается впечатление, что у малыша полный рот каши, и она мешает ему четко произносить звуки. -
Нарушается артикуляция губ и языка. -
Голосовые связки становятся менее подвижными, поэтому голос больного становится все тише. -
Ребенок говорит «через нос», голос становится глухим, в речи отсутствуют звонкие звуки.
Коррекционная работа при бульварной и псевдобульбарной дизартриях включает:
-массаж органов артикуляции;
-артикуляционную гимнастику;
-исправление произношения звуков речи;
-нормализацию речевого дыхания и голоса;
-работу над выразительностью речи.
Активизирующий массаж производится при вялости артикуляционных мышц (вялые параличи или парезы), т.е. при бульбарной дизартрии.
Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур. Воздействие на биологически активные точки проводят по возбуждающему методу.
Стимуляция мышц достигается прессорными, поколачивающими и поглаживающими воздействиями.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель
. -- М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа). – Москва .: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил. . – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy
Конспект. Тема: Автоматизация звука [ж].
Цель:
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
Материал для развития мелкой моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры
Массаж лба
Упражнение № 1
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: поглаживание лба от середины к вискам.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: разминание лба от середины к вискам.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание, растирание лба от середины к вискам.
Упражнение № 4
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.
Упражнение № 5
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: постукивание лба от середины к вискам.
Массаж щек
Упражнение № 1
Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;
Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба;
Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24 J до точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 1
Цель: укрепление скуловой мышцы;
Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 2
Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;
Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;
Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Массаж губ
Упражнение № 1
Цель: укрепление мышц губ; Описание: легкое растирание губ от середины к углам.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и активизация мышц губ;
Описание: разминание губ от середины к углам.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и активизация мышц губ;
Описание: пощипывание губ от середины к углам.
Упражнение № 4
Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;
Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.
Упражнение № 5
Цель: укрепление и активизация мышц губ;
Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.
Массаж языка
Упражнение № 1
Цель: расслабление продольных мышц языка;
Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.
Упражнение № 2
Цель: расслабление поперечных мышц языка.
Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
Упражнение № 3
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.
Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».
(Упражнения выполняются перед зеркалом).
Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;
4. Автоматизация звука [ж] в слогах.
Ребенку предлагается воспроизвести слоги:
Жда-ждо – жду-жды
Ждо-жду-жда-жды
Жду-ждо-жды-жда
Ждо-жды-жду-жда
Жна-жно-жну-жны
Жно-жну-жны-жна
Жну-жны-жна-жно
Жны-жно-жну-жна
Джа-джо-джу-джи
Джо-джу-джи-джа
Джу-джи-джо-джа
Джи-джо-джу-джа
5. Развитие фонематического слуха Выделение слов на звук [ж] из скороговорок. Ребенку предлагается прослушать скороговорки и, если он услышит слово со звуком [ж], то он должен хлопнуть в ладоши.
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»
Я живу, не тужу,
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6. Развитие мелкой моторики
Ребенку предлагается выложить аппликацию «жук» (по контуру) с помощью зерен гречихи.
7. Итог занятия
Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии.
Использованная литература
-
Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям : сборник дом. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников . - Санкт Петербург : Детство – Пресс, 2004. -147 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy. -
Александова, Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников : учебно- методич. пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – Москва : Гном –Пресс, 199. – 80 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy. -
Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция, профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП, Алалия, дизартрия, ОНР : учебно – методич. пособие для логопедов и дефектологов. – Санкт Петербург : Детство – Пресс, 2004. – 320 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy. -
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учебное пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений / М.Ф. Фомичёва, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – Москва : Академия, 2002. – 200 с. – Точка доступа : http://pedlib.ru/katalogy.