Файл: Роль государства в поддержке развития малого предпринимательства.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства
1.1. Основные критерии определения малого предприятия
1.2. Роль малого предпринимательства в развитии экономики
Глава 2. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России
, таких же, как формирование финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для этих структур. В частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности бизнес-центров.
Особую государственную помощь следовало бы оказывать малым предприятиям, действующих в сфере высоких технологий, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом. Важное значение имеет и интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль здесь могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для МП, особенно в случаях, когда финансово-промышленные группы действуют и на внешних рынках.
В России, учитывая недостаточное развитие предпринимательства и низкий уровень инновационных стимулов, следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также национальной программы в области инновационной политике с учетом конверсии. Технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценивают рисковость этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным фирмам производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействуют правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Создание технопарков требуют участия не одного, а нескольких регионов. Необходимы не только усилия предпринимательских, научных и аналитических кругов, нужна активная работа соответствующих структур субъектов Федерации, их экономических ассоциаций. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры МП необходимы соответствующая кадровая база, использование высоко эффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных треннинговых методов, использование кооперативных и командных форм организации бизнеса.
Результативность системы государственной поддержки МП во многом обусловлено деятельностью информационно-аналитических центров, которые представляют соответствующие сведение в Москву и получают из нее федеральные данные. Аналитическая информация центров используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений и др. Государственная поддержка должна проявляться и через содействие созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах и по обмену опытом, выявлению общих болевых точек помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти.
Значительную помощь МП оказывает и Торгово-промышленная палата с сетью ее региональных филиалов и собственной инфраструктурой в России и за рубежом. Большую работу проводят и учебно-деловые центры, школы бизнеса, консультационные центры и аудиторские конторы, которые подготавливают кадры для сферы бизнеса.
Одним из методов поддержки МП может стать организация территориально-производственных зон. Они формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышленности с целью размещения на их площадях малых предприятий, использующих незагруженные производственные мощности. Главным координатором работы в зоне выступает совет, действующий на общественных началах. Основными его задачами является обеспечение условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранение рабочих мест путем координации и контроля производственной деятельности.
Обобщая вышесказанное, целесообразно осуществить следующие меры по дальнейшему развитию МП:
1. укрепить законодательную базу МП, устранив прежде всего те административные препоны, которые сдерживают его деятельность, препятствуют свободному перемещению товаров и услуг;
2. ускорить принятие субъектами Федерации законодательства о земле, активнее проводить земельную реформу, что позволит предпринимателю с большей гарантией вкладывать средства в аграрный сектор;
3. предоставить определенные льготы финансовым структурам, выделяющим кредиты предпринимателям, что расширит их финансовую базу;
4. активнее внедрять учебно-методические программы с целью подготовки и переподготовки специалистов в области управления коммерческими организациями
, а также индивидуальных предпринимателей.
Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от возможностей и условий их финансирования. Речь идет прежде всего о структуре финансовых источников, важное значение в которой имеет соотношение собственных и заемных средств. Малый бизнес характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного. Согласно российскому законодательству, финансирование малых предприятий осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), средства от эмиссии акций предприятий и др. Основными внутренними источниками финансирования малых предприятий являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.
Наиболее высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий выделяют банковские учреждения, а наименьшую – Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Следует отметить, что до последнего времени проводилась политика паритетного финансирования проектов малых предприятий. Гарантии банков, выступавших агентами при прохождении платежей, становились надежной формой обеспечения возвратности кредита.
Существование у банков высокие риски выдачи ссуд под залог или на приобретение недвижимости тем не менее не мешают некоторым из них оказывать услуги по выдаче кредитов под залог недвижимости.
Собственные средства-малых предприятий на инвестиционные цели создаются за счет прибыли и амортизационных отчислений. Федеральное правительство законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ предоставлено малым предприятиям право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения)в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Дополнительно малые предприятия в первый год функционирования могут списывать в качестве амортизационных отчислений 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше 3 лет
1.
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики. Поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности. В поддержке малых производственных и инновационных предприятий, сочетающих стадии старта и развертывания деятельности, государство должно переходить от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных поручительств, гарантий. Они являются более эффективным средством использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 3-5 руб. частных кредитов.
Государственную политику стимулирования малого предпринимательства надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Такой механизм будет стимулировать перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.
Необходимо также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.
Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является система льготного налогообложения. Действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Наряду с общими для всех предприятий и организаций налоговыми льготами для определенной категории малых предприятий существуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество.
Ряд льгот получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий,
Особую государственную помощь следовало бы оказывать малым предприятиям, действующих в сфере высоких технологий, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом. Важное значение имеет и интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль здесь могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для МП, особенно в случаях, когда финансово-промышленные группы действуют и на внешних рынках.
В России, учитывая недостаточное развитие предпринимательства и низкий уровень инновационных стимулов, следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также национальной программы в области инновационной политике с учетом конверсии. Технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценивают рисковость этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным фирмам производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействуют правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Создание технопарков требуют участия не одного, а нескольких регионов. Необходимы не только усилия предпринимательских, научных и аналитических кругов, нужна активная работа соответствующих структур субъектов Федерации, их экономических ассоциаций. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры МП необходимы соответствующая кадровая база, использование высоко эффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных треннинговых методов, использование кооперативных и командных форм организации бизнеса.
Результативность системы государственной поддержки МП во многом обусловлено деятельностью информационно-аналитических центров, которые представляют соответствующие сведение в Москву и получают из нее федеральные данные. Аналитическая информация центров используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений и др. Государственная поддержка должна проявляться и через содействие созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах и по обмену опытом, выявлению общих болевых точек помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти.
Значительную помощь МП оказывает и Торгово-промышленная палата с сетью ее региональных филиалов и собственной инфраструктурой в России и за рубежом. Большую работу проводят и учебно-деловые центры, школы бизнеса, консультационные центры и аудиторские конторы, которые подготавливают кадры для сферы бизнеса.
Одним из методов поддержки МП может стать организация территориально-производственных зон. Они формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышленности с целью размещения на их площадях малых предприятий, использующих незагруженные производственные мощности. Главным координатором работы в зоне выступает совет, действующий на общественных началах. Основными его задачами является обеспечение условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранение рабочих мест путем координации и контроля производственной деятельности.
Обобщая вышесказанное, целесообразно осуществить следующие меры по дальнейшему развитию МП:
1. укрепить законодательную базу МП, устранив прежде всего те административные препоны, которые сдерживают его деятельность, препятствуют свободному перемещению товаров и услуг;
2. ускорить принятие субъектами Федерации законодательства о земле, активнее проводить земельную реформу, что позволит предпринимателю с большей гарантией вкладывать средства в аграрный сектор;
3. предоставить определенные льготы финансовым структурам, выделяющим кредиты предпринимателям, что расширит их финансовую базу;
4. активнее внедрять учебно-методические программы с целью подготовки и переподготовки специалистов в области управления коммерческими организациями
, а также индивидуальных предпринимателей.
2.2. Финансирование, кредитование и налогообложение
Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от возможностей и условий их финансирования. Речь идет прежде всего о структуре финансовых источников, важное значение в которой имеет соотношение собственных и заемных средств. Малый бизнес характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного. Согласно российскому законодательству, финансирование малых предприятий осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), средства от эмиссии акций предприятий и др. Основными внутренними источниками финансирования малых предприятий являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.
Наиболее высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий выделяют банковские учреждения, а наименьшую – Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Следует отметить, что до последнего времени проводилась политика паритетного финансирования проектов малых предприятий. Гарантии банков, выступавших агентами при прохождении платежей, становились надежной формой обеспечения возвратности кредита.
Существование у банков высокие риски выдачи ссуд под залог или на приобретение недвижимости тем не менее не мешают некоторым из них оказывать услуги по выдаче кредитов под залог недвижимости.
Собственные средства-малых предприятий на инвестиционные цели создаются за счет прибыли и амортизационных отчислений. Федеральное правительство законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ предоставлено малым предприятиям право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения)в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Дополнительно малые предприятия в первый год функционирования могут списывать в качестве амортизационных отчислений 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше 3 лет
1.
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики. Поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности. В поддержке малых производственных и инновационных предприятий, сочетающих стадии старта и развертывания деятельности, государство должно переходить от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных поручительств, гарантий. Они являются более эффективным средством использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 3-5 руб. частных кредитов.
Государственную политику стимулирования малого предпринимательства надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Такой механизм будет стимулировать перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.
Необходимо также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.
Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является система льготного налогообложения. Действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Наряду с общими для всех предприятий и организаций налоговыми льготами для определенной категории малых предприятий существуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество.
Ряд льгот получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий,