Файл: Роль государства в поддержке развития малого предпринимательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная Автономная Некоммерческая Организация Высшего Образования

«Московский Психолого-Социальный Университет»

Реферат на тему:

« Роль государства в поддержке развития малого предпринимательства ».

Выполнил: студент гр. 20/23 БУЗ 4,5-1д
Рудов И.С.

Проверил: преподаватель

Москва

2022


Содержание


Введение 3стр.

Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства 4стр.

1.1. Основные критерии определения малого предприятия 4стр.

1.2. Роль малого предпринимательства в развитии экономики 5стр.

Глава 2. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 6стр.

2.1. Государственное регулирование малого бизнеса 7стр.

2.2. Финансирование, кредитование и налогообложение 10стр.

Литература 15стр.

Введение


В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

 Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.


Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.


Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства

1.1. Основные критерии определения малого предприятия


В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. (с изм. и доп. от 31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность персонала составляет не более, чел.: в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в оптовой торговле — 50, в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в других видах деятельности —50.

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его служащих, в том числе работающих по договорам, а также в других обособленных подразделениях этой организации. В случае превышения заданной нормы численности предприятие лишается установленных льгот на срок этого нарушения, а также в течение последующих трех месяцев (статья 3).

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.



В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.

В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.


1.2. Роль малого предпринимательства в развитии экономики


Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.

Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).

В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями
1.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.

В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

Глава 2. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России


При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. Последний и без того имеет достаточно каналов для общения с властью. А вот она малое предпринимательство вниманием не балует. Между тем проблем у малых предприятий немало.

Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило доклад о состоянии МП по итогам I квартала 2000 года. Цифры неутешительные по сравнению с а6нологичным периодом 1999 года.  Количество малых предприятий уменьшилось на 1,9 процента. А всего их сейчас в России 873,6 тысячи.

В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах Евросоюза и Японии этот показатель достигает 45—50 предприятий. В России он гораздо скромнееДля того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн.

В европейских странах на малых предприятиях занято около 70 процентов от общего числа работающих, доля малого бизнеса в ВВП — более 50 процентов. В России каждый из этих показателей не превышает 10 процентов.