Файл: Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, что Снегурочке в нем очень нравится.


3.2. Возникновение русской Снегурочки как богини.


Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, до тех пор, пока наш русский народ не прекратит свое существование. С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими.

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.


Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение — оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", — сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

3.3. Снегурочка. Трансформация древних верований и обычаев


Бесспорно, образ Снегурочки является мутацией и трансформацией многих дохристианских верований, мифов и обычаев. Прежде всего, это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну, Ярилино гульбище, похороны Костромы. Все названные праздники объединяет традиция предания огню (земле, воде) некоего импровизированного соломенного чучела-истукана. Возможно, Снегурочка как-то связана с февральской Кумахой: костромские поселяне верили, что в дремучем лесу живет девушка Кумаха, которая в конце зимы насылает своих сестер «людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить».Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").



В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия, во время языческого праздника Комоедицы. Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Таким образом, существуют несколько версий происхождения образа Снегурочки. Некоторые из них спорные, но точной версии нет.

Кинофильмы, мультфильмы.


«Снегурочка»  —  советский   полнометражный   цветной   художественный фильм - сказка, поставленный на  Киностудии «Ленфильм»  в  1968 году  режиссёром  Павлом Кадочниковым  по  одноимённой пьесе   А. Н. Островского  из цикла «Весенние сказки». Фильм снимался на реке  Мера  и в окрестностях имения  А. Н. Островского   Щелыково. После съёмок декорации перевезли в  Кострому . Фильм вышел на экраны  СССР  28 апреля  1970 года . Посвящён 150-летию со дня рождения Александра Островского, о чём говорится в самом начале картины.


ВЫВОД



В ходе работы над данным исследованием, я выделил основные этапы появления образа Снегурочки, которые можно разделить на период зарождения или представления как богини, формирование представления о художественном образе девочи-внучки, появление образа сказочной героини = помошницы Деда Мороза.

Свой современный облик Снегурочка приобрела в середине тридцатых годов, когда Советский Союз официально разрешил праздновать Новый год. Во всех появившихся сценариях праздника она стала ключевой фигурой наравне с Дедушкой Морозом. Именно в это время в ее одеяние привнесли голубые тона, разбавив белыми оттенками. Снегурочка становится олицетворением доброты, кротости и самопожертвования. Она вечный спутник и помощник своему немолодому дедушке. Именно она направляет его, дает советы и подсказывает, что подарить детям. Уникальный образ в двадцатом веке приобрел совершенные черты. В ее характере нет ни малейшего намека на любое проявление зла или различные пороки человека. От своего прототипа восемнадцатого-девятнадцатого века Снегурочка отличается своей человечностью и добродушием.


На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как:

  •  внучка Мороза и Вьюги-Метелицы

  •  дочери Снеговика и Весны – Красны

  • Дочери Мороза Ивановича и Весны

1.Мы изучили литературу по данной теме и исследовали историю появления образа Снегурочки.

3. С помощью подобранного материала мы определими исторические особенности образа Снегурочки.

4. Наша гипотеза подтвердилась: вопрос о происхождении образа Снегурочки вызвал у нас большой интерес, а история появления сказочного персонажа стала настоящим открытием.

 

Список используемой литературы:


1. Душичкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка//Отечественные записки, М.: 2003, № 1

2. Душичкина Е.В. Три века русской елки // Наука и жизнь, М.: 2008, №1

3. Жарникова С.В.

3. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Изд-во ЛГУ, 1989.

4.А.Н. Островский, Снегурочка. Изд-во «Советский писатель», М.:1989

5. Тощенко Ж. Т. Социология (общий курс). Москва, Прометей»/«Юрайт»,

1999.

6. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа,

методы. Самара, 1995.