Файл: Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. История появления сказочного образа
1.2.Образ Снегурочки в творчестве художников
1.3. Образ Снегурочки в литературе.
Глава 2. Мифы и легенды о происхождении
2.1. Душечкина Елена Владимировна – российский литературовед, культуролог, профессор СПбГУ.
Глава 3. Снегурочка. Мифологические особенности.
3.1. Мифологические особенности.
3.2. Возникновение русской Снегурочки как богини.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 53 г. Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края
Проект
Тема:
«Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян»
Выполнила:
Ученик 8 «А» класса
Данилов Кирилл
Руководитель проекта:
Манастырлы Светлана Викторовна
2023г.
Оглавление
Актуальность выбранной темы. 2
Задачи. 3
Гипотеза. 4
Глава1. История появления сказочного образа 4
1.1.Формирование образа. 4
1.2.Образ Снегурочки в творчестве художников 6
1.3. Образ Снегурочки в литературе. 8
Глава 2. Мифы и легенды о происхождении 9
2.1. Душечкина Елена Владимировна – российский литературовед, культуролог, профессор СПбГУ. 9
Глава 3. Снегурочка. Мифологические особенности. 14
3.1. Мифологические особенности. 14
3.2. Возникновение русской Снегурочки как богини. 17
3.3. Снегурочка. Трансформация древних верований и обычаев 19
Кинофильмы, мультфильмы. 20
ВЫВОД 21
Список используемой литературы: 22
Актуальность выбранной темы.
Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от любых проблем.
Описание образа Снегурочки дает представление о значимости выбранной мною темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.
На сегодняшний день Кострома четырежды считается родиной Снегурочки:
-
первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название древнему городу; -
второе рождение Снегурочки (образ в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле); -
третье рождение (съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке - лесопарк на территории Костромы); -
четвёртое рождение (воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России).
Данная проблема актуальна, так как Новый год-это один из ярких, светлых и любимых праздников, отмечаемых ежегодно. В связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса и течением времени забываются источники возникновения праздников, отмечаемых в современном обществе. Нам необходимо знать традиции и обычаи нашего народа, которые легли в основу этого праздника, знать уникальные особенности истории и культуры России, которые позволили сделать празднование Нового года в нашей стране долгожданным событием.
Цель. Цель моей работы заключается в комплексном анализе зарождения и развития общего представления людей об образе Снегурочки.
Задачи.
-
Проследить историю появления Снегурочки. -
Изучить образ Снегурочки в литературе и искусстве. -
Познакомиться с музыкальным образом сказочного персонажа. -
Составить список кинофильмов с персонажем Снегурочка. -
Исследовать современный образ Снегурочки (одежда). -
Познакомиться с образом Снегурочки в языческой культуре славян.
Гипотеза.
С детства каждому ребёнку знаком образ Снегурочки, но вряд ли кто задумывался, откуда она родом, и есть ли исторические корни. Если заняться изучением исторических документов, то можно узнать много нового и интересного о девочке-Снегурочке.
Объект исследования: история Снегурочки.
Предмет исследования: образ Снегурочки в народной культуре.
Глава1. История появления сказочного образа
1.1.Формирование образа.
Образ Снегурочки, как сказочного персонажа, в народном представлении формировался постепенно. На протяжении нескольких веков это был образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение. Так повествуют сказки. Однако сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. Поэтому можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, это было соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, что дало повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, которые играли на улице «как они из снега комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась удивительная и нежная девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная героиня Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое белое облачко, улетающее в высоко в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Снегурочка– чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не присутствует.
Новую яркую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она предстаёт как дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии образ Снегурочки становится трагичным. Он вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
1.2.Образ Снегурочки в творчестве художников
Образ Снегурочки в разное время привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы замечательного художника М. А. Врубеля, а В. М. Васнецов выполнил яркие декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
Не оставил без внимания сказочный образ и Н. К. Рерих. Он четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка», которая шла на оперной и драматической сценах. Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Художник Б. М. Кустодиев тоже рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
О происхождении Снегурочки существует 3 версии:
-
образ дочери Мороза; -
образ Костромы; -
символ застывших вод.
Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за “отход от социальных проблем”. Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным.
В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: “Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”.
В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении “Снегурочки” оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.
1.3. Образ Снегурочки в литературе.
В первой версии, самой распространённой, девочка летом идет с подружками в лес и тает. В 1860 году русский романист Григорий Петрович Данилевский опубликовал вольное переложение этой версии народной сказки под названием «Снегурка».
По второй версии Снегурочку (Снежурочку, Снегурушку) подруги заманили в лес, там убили ее и зарыли под сосенкой. На ее могиле выросла дудка, которая заиграла песенку об убийстве девушки. Затем из дудочки появилась вновь ожившая Снегурочка. Эту версию сюжета приводит в своём фундаментальном труде «Поэтические воззрения славян на природу» известный исследователь русского народного фольклора, издатель и редактор русских сказок Александр Николаевич Афанасьев (1867 год): «Вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку под шубу - и стала девочка Снежевиночка…»
По третьей версии сюжета девушка пошла с подружками (в некоторых вариантах – одна) в лес и заблудилась (или похищена в лесу медведем или бабой-ягой). На помощь девушке приходят звери. Эту версию обработал в своей авторской сказке «Девочка Снегурочка»знаменитый ученый и писатель Владимир Иванович Даль. Он пишет: «Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да ещё «складенных из снега болванов, наподобие человека, испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы». Вера в то, что снежная кукла может ожить отразилась в сказках. «Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. …Старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну – глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок…». В этой сказке Снегурочка потерялась в лесу и её спасает собачка Жучка, выгнанная хозяином.
В четвертой версии (самой немногочисленной) Снежурочку, отправившуюся в лес, похитил старик, который посадил девочку в сумку и заставил песни петь, сказки рассказывать. Затем старик попросился переночевать у родителей девушки, пошел в баню, а сумку заставил сказку рассказывать. Узнали мужик с женой свою дочку и освободили её.
Но подлинным рождением нашей героини в литературе, конечно, стала пьеса «Снегурочка» Александра Николаевича Островского.