Файл: Художественный мир И. С. Тургенева 6 2 Женские образы в повестях И. С. Тургенева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
1 Художественный мир И. С. Тургенева 6
2 Женские образы в повестях И. С. Тургенева 7
2.1 Тургеневская девушка и современность 9
3 Практическая часть 12
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 17
Введение
Женщина − ее красота, обаяние и богатый духовный мир всегда вдохновляли писателей. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественная красота А. С. Пушкина, и чарующие образы Л. Н. Толстого, и героини И. С. Тургенева. Поэты и писательницы 20 века, следуя традициям своих предшественников, также создают удивительные женские образы, достойные поклонения.
Поэтические гении создают незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и высокомерных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждый из них наделен только присущими ему чертами характера, но их объединяет одно – высокая духовность и нравственная чистота.
Красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, правдой, справедливостью.
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. Среди них был И.С. Тургенев. «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только благодаря ей, только благодаря любви жизнь держится и движется!» – так писал И. С. Тургенев. Нам кажется, что эти слова очень точно характеризуют все творчество великого писателя, выражают суть его произведений. Тургенев писал о чистой, искренней и нежной любви. О чувстве, на которое способна мечтательная, беззаботная юность с ее надеждами, верой в близкое счастье и высокие цели.
Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев был заинтересован в изучении психологии русского человека, его внутреннего мира и русского национального характера. «Красота разлита повсюду... Но нигде она не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности», − писал он в то время Виардо.
В 50-е годы 19 века писатель проникся беспокойным стремлением художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, красоты. В романах тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в то время, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какова ее судьба, ее положение в мире − одним словом, какова ее жизнь?» Тургенев был мастером своего дела – он сумел разглядеть в девушке те возвышенные качества, которых до него никто не видел.
Данная работа посвящена раскрытию образа "тургеневской девушки", а также изучению его понимания среди современного поколения. Мнения моих сверстников были разными. Одни считают, что понятие «тургеневская девушка» неуместно в наше время и таких девушек сейчас нет, по мнению других, они существуют и сегодня. Поэтому в своей работе мы постараемся подтвердить или опровергнуть мнения ребят и решить проблему:
Гипотеза:
В русской литературной критике с начала 19 века прижилось выражение «тургеневская девушка». По мнению неискушенных читателей, женщина Тургенева выглядит следующим образом: нежное, хрупкое, возвышенное создание; в белом пушистом платье, длинноволосая, постоянно грустная; чрезвычайно скромная, хорошо воспитанная девушка 17-25 лет; покорная, пассивная, безынициативная.
Цель исследования − рассмотреть представления подростков о «тургеневской девушке» применительно к образу современной девушки, сравнить результаты, полученные среди девочек и мальчиков.
Задачи:
- изучить литературу по рассматриваемой теме;
- охарактеризовать особенности женских образов в произведениях И. С. Тургенева;
- провести анкетирование на эту тему среди учащихся 9-х классов;
- соотнести полученные результаты с гипотезой.
Объектом исследования являются представления современной молодежи о «тургеневской девушке».
Предметом исследования является образ «тургеневской девушки» в произведениях И. С. Тургенева.
Методы исследования – изучение и анализ литературы, анкетирование, сравнительный анализ результатов.
«Тургеневская девушка» − это сама любовь в ее ярком проявлении. В нашей современной жизни понятие настоящей, истинной, бескорыстной любви к молодым людям как таковое утрачивается. И только обращение к примерам классической литературы может помочь получить полное представление о такой любви, поэтому актуальность данной темы, очевидна. Творчеству Тургенева было посвящено много исследований.
1 Художественный мир И. С. Тургенева
Творчество Тургенева – это своего рода художественная хроника, запечатлевшая жизнь России в период перехода от феодально-крепостного строя к буржуазно-капиталистическому. Его работы отражают важнейшие этапы российского общественного движения, начиная со студенческих кружков Московского университета в 1830-х годах и заканчивая движением революционных народников в 1870-х годах.
Творчество Тургенева всегда было тесно связано с современностью, с насущной проблемой российской действительности. «Он быстро угадывал новые потребности, − писал Н. А. Добролюбов, − новые идеи внедрял в общественное сознание, и в своих работах он, безусловно, обращал внимание на вопрос, который стоял на очереди и уже смутно начинал волновать общество». Ни одно значимое событие общественной и литературной жизни не прошло мимо внимания писателя.
Всю свою жизнь Тургенев боролся против крепостного права. Он не был политическим борцом и по многим вопросам расходился с представителями революционной демократии, но вся его литературная и общественная деятельность была направлена против угнетения и насилия, царивших в России. В своих произведениях Тургенев с глубочайшей симпатией изображал представителей передовой демократически настроенной молодежи, самоотверженно боровшихся против произвола царского правительства.
Тургенев был создателем замечательных образов русских женщин, он раскрыл их нравственный высокий характер, духовную чистоту и страстное желание вырваться из сферы личной жизни на широкие просторы общественной деятельности и борьбы.
«Тургенев, − говорил Л. Н. Толстой, − сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин».
2 Женские образы в повестях И. С. Тургенева
Самое простое и в то же время самое сложное в произведении искусства − это образ. Его простота заключается в невероятном сходстве с жизнью, как сказал Горький: «Ее можно потрогать рукой...». Сложность образа и есть источник этого чуда − идея. И Тургеневу, как чуткому психологу, удается создавать образы даже не в рамках самого закрытого произведения, но и на просторах читательского воображения. Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной четкости и ясности изображения, на соблюдении естественных пропорций и чувстве меры, определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям индивида, представлением о человеке в его взаимоотношениях с внешним социальным миром. Поэзия реальной жизни, романтика естественных чувств, лирика души с преобладанием элегического тона − именно поэтическая сторона жизни является предметом художественных произведений Тургенева.
Тургенев ценил в человеке активное, героическое начало, способность жертвовать собой ради справедливости на земле. С Тургеневым поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки» − Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны, Аси, Зинаиды − вошел не только в литературу, но и в жизнь. Писатель изображает в своих романах и новеллах самый цветущий период в судьбе женщины, когда душа женщины расцветает в ожидании избранника, все ее потенциальные возможности пробуждаются к временному триумфу.
А. Фадеев приветствовал заострение идеальной женственности в произведениях Тургенева. Он писал о Тургеневе: «Крайнее восхищение Тургенева женственностью, его женственные и, главным образом, девичьи образы раздражали Толстого как более плотского и строгого реалиста. Но в этой тургеневской идеализации есть своя прелесть, необычайное обаяние, своя правда. И, можно сказать, в наше время такой способ изображения молодости, женской красоты − это то, чего не хватает нашей литературе, которая чрезмерно натуралистична, приземлена».
Вместе с образом «тургеневской девушки» в произведения писателя входит образ «тургеневской любви». Все тургеневские герои проходят испытание любовью − своеобразный тест на жизнеспособность. Любящий герой прекрасен, духовно одухотворен, но чем выше он воспаряет на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и падение. Любовь, по Тургеневу, трагична, потому что и слабые, и сильные люди беззащитны перед ее стихийной силой. Своенравная, роковая, неконтролируемая любовь причудливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может быть реализована в пределах земного, естественного круга.
Тургеневские героини изображены в тот момент, когда каждая из них по-своему, но всегда глубоко и сложно, прошла через испытание первой любовью. Не только наблюдения, но и собственный опыт помогли писателю изобразить интенсивное биение молодого сердца.
В основе «Аси» взят биографический факт, дорогой самому автору. «Я испытал и прочувствовал это лично. Это моя собственная история», − сказал Тургенев. Вложив в свои рассказы много личного, писатель создавал их с глубокими эмоциями.
Тургенев с необычайной тщательностью рассказывает о происхождении чувства любви, о «безымянных чувствах», необъяснимых словами, в которых «чередуются печаль, радость и предчувствие будущего, и желание, и страсть жизни». Затем следуют, по словам самого писателя, «чудеса первой любви», «избыток блаженства», «сияющее лицо счастья», «отдача своей души другой душе».
Первая любовь пробуждает, по словам Тургенева, все лучшее в человеке. Так, например, очень четко проявляется стремление эксплуатировать Асю. Любовь порождает в Асе желание сделать свою жизнь осмысленной и значимой, желание «идти... к трудному подвигу». Асе кажется, что у нее выросли крылья, и она «как птица, может подняться ввысь». Крылья Аси выросли, но ей некуда было лететь.
Все рассказы Тургенева, посвященные первой любви, заканчиваются печально. Правда суровой жизни вступает в свои права. Недаром писатель сравнивает исчезнувшие мечты с цветами, «которые были сразу вырваны и лежат разбросанными и растоптанными». Мечты о героях – спутниках жизни оказываются тщетными.
2.1 Тургеневская девушка и современность
Образ «тургеневской барышни» за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался, и эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной, неприспособленной к жизни. Но героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне») и в революцию (как Марианна в «Нови»). Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни, изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов. Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании?
«Тургеневские девушки − это скорее ярлык и шаблон, − утверждает Алексей Вдовин, историк русской литературы, − который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показывает, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини − сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками».
Героини Тургенева романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности. Тургеневская девушка – вовсе не бессловесная тихоня, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своим характером, и желанием найти единственного, по-настоящему любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки.