Файл: Художественный мир И. С. Тургенева 6 2 Женские образы в повестях И. С. Тургенева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какие же они – современные тургеневские девушки? Интернет-пользователь, который с третьего класса носит iPad под мышкой, − профессионал. Девочки-подростки, родившиеся в 21 веке, в прямом смысле слова профессиональные Интернет-пользователи. Поколение сегодняшних детей и подростков принадлежат уже к иной коммуникативной системе, нежели их родители, а значит, они носители другого, нового типа культуры. Из того, с какой скоростью подростки существуют в режиме многозадачности, подключают VPN, используют новые сервисы, осваивают социальные сети, мессенджеры и платформы, с очевидностью следует: они воспринимают мир и быстрее, и объемнее, чем старшее поколение. Их отношение к реальности адекватнее нашего. А привычку делать селфи можно рассматривать как попытку остановить время и зафиксировать себя в постоянно обновляющемся пространстве.
В наблюдениях и комментариях девушек часто проскальзывает этот особый, технологичный, взгляд на мир. Однако, помимо юношеского идеализма и самоуверенности, у них есть еще набор качеств, позволяющих сохранить верность своей мечте. Это та самая многозадачность, привитая Интернетом почти с рождения, и рациональность (еще один Интернет-навык), которые распространяются на все сферы жизни. Эти девушки действительно очень отличаются от своих матерей, изначально готовых идти на компромиссы и постоянно стоявших перед мучительным выбором: любимая работа или работа ради денег, семья или карьера, замужество или одиночество. Тогда, например, принять решение не заводить детей (стать child-free) было гораздо страшнее, чем признаться во множественных абортах.
Сегодняшние юные девушки нетерпимы к фальши и не приемлют двойственности. Они подписываются на пожертвования со своих стипендий, отчисляя деньги в фонд борьбы со СПИДом и на строительство детского хосписа «Дом с маяком». Они едут на север, чтобы работать волонтерами на реставрации церквей. Они учат три-четыре европейских языка, чтобы самим читать первоисточники, не доверяя интерпретациям переводчиков и редактуре издателей, и чтобы свободно выбирать учебное заведение по всему миру по специализированным рейтингам.
А еще они учат корейский, китайский и японский, потому что «развитие мира идет на восток». Чтобы при такой стратегии сохранять и пополнять энергию, нужна сбалансированная внутренняя система критериев, прочный нравственный стержень: что-то очень простое, понятное, надежное, прочное, проверенное столетиями. Так юные 21 века становятся консервативными, как их сверстницы сто или сто пятьдесят лет назад, и это сближает их с героинями русских романов 21 века.
Сегодня русское общество, как и у Тургенева, опять «накануне». Только вот у мыслящих девушек нашего времени, в отличие от героинь романов, действительно есть все шансы «ступить твердою стопою на стезю» своей собственной дороги.
3 Практическая часть
В качестве участников исследования были выбраны учащиеся 10-х классов. Возраст ребят 16-17 лет. В ходе исследования были использованы методы наблюдения, анкетирования. Юношам и девушкам необходимо было ответить на следующие вопросы:
В первом вопросе было предложено перечислить качества современной девушки
Юноши | Девушки |
Красота – 100 % Ум – 83% Деловитость − 16% Непостоянность − 66% | Решительность – 30% Женственность – 60% Смелость – 66% Доброта − 100% Активность − 20% Хитрость − 70% |
Вывод: Мнения юношей и девушек сильно отличаются. Юноши больше обращают внимание на самые заметные качества: красоту, ум, а девушки больше обращены к внутреннему миру, глубже рассматривают себя.
Во втором вопросе нужно было перечислить качества «тургеневской девушки».
Юноши | Девушки |
Доброта – 100% Скромность − 83% Красота − 83% | Женственность – 70% Смелость – 40% Романтичность – 60% Застенчивость − 60% Нежность − 70% |
Вывод: Мы получил представление об образе «тургеневской девушки» и отметили самые важные качества, но мнения юношей и девушек сильно не отличаются.
В третьем вопросе учащиеся должны были ответить, есть ли у современной девушки черты «тургеневской девушки», если есть, то какие?
Юноши | Девушки |
Нет – 40% Да – 60% Доброта, красота, мечтательность. | Нет – 50% Да – 50% Решительность, женственность, доброта, верность, гордость, романтичность, мечтательность |
Вывод: Большинство юношей и девушек считают, что есть.
«Что вы больше всего цените в девушках?» − так звучал четвёртый вопрос.
Юноши | Девушки |
Доброта – 50% Ум – 50% Красота – 45% Веселость – 45% Честность – 40% Женственность – 40% | Женственность – 70% Верность – 50% Доброта – 50% Смелость – 45% Веселость – 40% Честность – 40% |
Вывод: Для юношей самыми ценными качествами в девушке являются доброта и ум, девушки же выделяют – женственность и верность. В общем, мнения юношей и девушек схожи.
После проведенного опроса мы сделали следующие выводы. Учащиеся имеют представление об образе «тургеневской девушки». По мнению, как мальчиков, так и девочек, в наше время есть «тургеневские девушки», но они крайне редки. Мы хотели бы, чтобы понятия любви, верности и самопожертвования не исчезли среди молодежи, поскольку именно этих качеств не хватает в нашей напряженной жизни.
Возможно, в силу своего юного возраста молодые люди еще не осознают, что именно «тургеневская девушка» идеально подходит на роль любящей, верной жены, матери. Нынешние девушки не хотят быть «тургеневскими» в полной мере, потому что считают, что нельзя полагаться на современных молодых людей, что они как были нерешительными, так и остались. Современные девушки интересны, самодостаточны, независимы, но в душе они остаются такими же мечтательными, романтичными, ждущими свою настоящую и единственную любовь. И поэтому нельзя не согласиться с мнением И. С. Тургенева о том, что «блестящее будущее принадлежит тем людям, которые поставят женщину не только наравне с мужчиной, но и выше его».
Заключение
Женские образы в произведениях Тургенева глубоко психологичны, они прекрасно выписаны автором, они являются ключом к раскрытию образа главной героини и целостной концепции романа. Они разные, но, рассказывая об их судьбах, автор показывает, что ему особенно дорого и ценно в любой женщине. Я думаю, что это − скромность, порядочность, аккуратность, умение любить, быть хорошей женой и матерью. Таких женщин любили во все времена.
Мы согласны с мнением, высказанным в русской литературной критике ведущими исследователями Тургенева, в частности Лебедевым, о том, что «главная черта каждой тургеневской героини − восхитительная женственность. Его героини сочетают в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твердость характера, мечтательность и целеустремленность, проявляющиеся во всем. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, умеет терпеливо и плавно выстраивать отношения с людьми. И все это те качества характера, которые веками были идеалом красоты русской женщины в самых разных классовых обществах».
По словам Тургенева, женщина максимально близка к природе, к ее истокам. Она − явление особого порядка, как бы персонифицированное проявление природы. В своих действиях она не вписывается в привычные рациональные рамки, руководствуясь не логическими выводами, а неразумными законами природы. Импульсивность, непредсказуемость − вот в чем очарование тургеневской девушки. Точно так же, как природа, женщина постоянна, но постоянна в своей непрерывной изменчивости.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что женские образы Тургенева гораздо сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь и самопожертвование ради своего возлюбленного.
Женские образы в произведениях Тургенева глубоко психологичны, они прекрасно выписаны автором, они являются ключом к раскрытию образа главной героини и целостной концепции романа. Они разные, но, рассказывая об их судьбах, автор показывает, что ему особенно дорого и ценно в любой женщине. Я думаю, что это скромность, порядочность, аккуратность, умение любить, быть хорошей женой и матерью. Таких женщин любили во все времена.
Список использованных источников и литературы
1. Азбукин В.Н. Русская литература XIX века: Хрестоматия литературовед. материалов. − М.: Просвещение, 1984.
2. Батюто А.И. Тургенев-романист. − Л., 1972.
3. Бялый Г.А. И.С. Тургенев и русский реализм. – М. – Л., 1962.
4. Зимовец С. «Тургеневская девушка: генеалогия аффекта» − Логос, 1999. №2. – С. 43-49.
5. Курдюмова Т.Ф. Тургенев в школе. − М.: Просвещение, 1981.
6. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972.
7. Лебедев Ю.В. И.С.Тургенев. − М.: Просвещение, 1989.
8. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. − Л., 1975.
9. Тургенев И.С. Ася. − М.: Детская литература, 1980.
10. Тургенев И.С. Избранные сочинения. − М.: Художественная литература, 1987.