Файл: Сущность и классификация нематериальных активов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

1.1 Нематериальные активы как экономическая категория

1.2 Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета

1.3 Правовое обеспечение операций с нематериальными активами

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

2.1 Организация учета нематериальных активов

2.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов

2.3 Амортизация и инвентаризация нематериальных активов

2.4 Международная практика учета нематериальных активов

3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на ОАО «Вымпел»

3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности

3.2 Механизм амортизации нематериальных активов для целей налогообложения

3.3 Анализ оборачиваемости и эффективности использования нематериальных активов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Из табл. 3 видно, что средний срок полезного использования результатов

интеллектуальной собственности на предприятии составляет 5-7 лет. В современных условиях это нормальный срок “жизни” промышленного новшества. Более 10 летнего срока полезного использования имеют нематериальные активы: права на пользование землей, природными и иными ресурсами. В структуре нематериальных активов их доля составляет 12,6%, что в условиях РФ является приемлемой величиной.

При анализе структуры выбытия нематериальных активов объекты группируются по следующим направлениям:

Выбыло в отчетном периоде нематериальных активов - всего, тыс. руб.,

в том числе по причинам:

а) списание после окончания срока службы;

б) списание ранее установленного срока службы;

в) продажа исключительных прав;

г) безвозмездная передача нематериальных объектов.

При оформлении хозяйственных операций по выбытию нематериальных активов финансовый менеджер сосредотачивает свое внимание на вариантах минимизации потерь от выбытия.

Вложения капитала в нематериальные активы по степени ликвидности и риска оцениваются по трем категориям: высоколиквидные, ограниченно ликвидные, низколиквидные. Эта классификация относительна.

На ОАО “Вымпел” вложения капитала в нематериальные активы при оценке ликвидности имущества относятся к низколиквидным, то есть их реализуемость ниже реализуемости основных и оборотных активов.

Расчет эффективности использования нематериальных активов сопряжен с большими трудностями и требует комплексного подхода.

Эффект от приобретения предприятием права использования запатентованного производственного опыта и знаний, а также “ноу-хау” (т. е. незапатентованного опыта) определяется только по результатам реализации предприятием продукции, произведенной с использованием лицензии и “ноу-хау”. Однако объем продаж зависит от множества других факторов ( цены, спроса, качества товара и пр.) и вычленить изолированное действие каждого из них очень трудно.

Эффективность приобретения лицензий и “ноу-хау” зависит также от размеров единовременных платежей за них; от сроков финансирования и объема капитальных вложений предприятия в производственные и прочие фонды; текущих расходов, связанных с изготовлением и сбытом лицензионной продукции.


Результатом использования лицензии на ОАО “Вымпел” является экономия текущих затрат за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых затрат на производство продукции.

Затраты, связанные с использованием лицензий, складываются из двух частей: 1) из платежей за право пользования лицензиями, осуществляемых в форме единовременных платежей; 2) текущих затрат на производство и сбыт лицензионной продукции.

Конечный эффект от использования нематериальных активов на ОАО “Вымпел” выражается в общих результатах хозяйственной деятельности: в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Исходя из этого основным принципом управления динамикой нематериальных активов является формула: темпы роста отдачи капитала должны опережать темпы роста затрат капитала. Иными словами, в динамике темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли, должны опережать темпы роста нематериальных активов (табл. 4).

Таблица 4

Анализ эффективности нематериальных активов

№ строки




Предшествующий год

Отчетный год

Отчетный год в % к предшествующему году

1

2

3

4

5

1.

Нематериальные активы

4137

5868

141,8

2.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

12145

18946

156,0

3.

Балансовая прибыль

2230

3790

170,0

4.

Доходность нематериальных активов (стр. 3 : стр. 1)

0,54

0,65

120,3

5.

Оборачиваемость нематери- альных активов (стр. 2 : стр. 1)

2,9

3,2

110,3

6.

Рентабельность продаж, % (стр. 3 : стр. 2)

18,4

20,0

108,7


Как видно из табл. 4, показатели эффективности использования нематериальных активов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим периодом улучшилась. Доходность нематериальных активов выросла на 20,3%. Основными факторами роста доходности являются ускорение оборачиваемости нематериальных активов и повышение рентабельности продаж. Количественное влияние этих факторов определяется методом цепных подстановок факторного анализа.

Таким образом, доходность нематериальных активов на ОАО”Вымпел” повышается за счет ускорения их оборачиваемости и повышения рентабельности продаж.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

Данная дипломная работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет место их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;

2. аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;

3. особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.

Все предприятия при учете нематериальных активов должны руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.

В настоящее время отражению в учете нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему учета нематериальных активов.

В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования данных бухгалтерского учета для учета амортизируемых активов необходимо определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.


Организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином аналогичном документе:

в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет;

в налоговом учете - в расчете на 10 лет.

В отличии от правил бухгалтерского учета в составе нематериальных активов учитываются: права владения на “ноу-хау”, секретную формулу или процесс, лицензии на право пользования недрами, а также право на фирменное наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.

Предприятию можно рекомендовать ведение налогового учета с использованием или преобразованием регистров бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:

методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;

регистры бухгалтерского учета, используемые в налоговом учете;

операции и объекты для учета в регистрах аналитического налогового учета.

К методам, минимизирующим различия, могут быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:

типовых форм первичной учетной документации;

положений учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.

Исходя из различий, приведенных выше, организация может предусмотреть следующие дополнительные показатели в типовых формах первичной учетной документации:

- установление кодов отнесения объектов по составу - к объектам, принимаемым и не принимаемым в состав амортизируемого имущества в налоговом учете. Это касается включения в состав

амортизируемого имущества объектов жилого фонда и невключения безвозмездно полученных объектов; деловой репутации и организационных расходов и т. п.;

по стоимости - объекты со стоимостью до 10000 руб. не принимаются к учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);

- выделение двух видов стоимости вводимых в эксплуатацию объектов

для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость;

для налогового учета - амортизируемая стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не принимаемых при налогообложении расходов).

Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах на основании показателей одних и тех же форм первичной учетной документации, составленных в установленном законодательством порядке. Используются акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) и карточка учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.