ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 Нематериальные активы как экономическая категория
1.2 Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета
1.3 Правовое обеспечение операций с нематериальными активами
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
2.1 Организация учета нематериальных активов
2.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов
2.3 Амортизация и инвентаризация нематериальных активов
2.4 Международная практика учета нематериальных активов
3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на ОАО «Вымпел»
3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности
3.2 Механизм амортизации нематериальных активов для целей налогообложения
3.3 Анализ оборачиваемости и эффективности использования нематериальных активов
1
2
1 - накопление сумм амортизационных отчислений в кредите счета 05 “Амортизация нематериальных активов;
2 - уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов;
Рис.3 Схема учета амортизационных отчислений по нематериальным активам
При первом способе согласно Плану счетов для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов НМА организации (за исключением объектов, по которым амортизационные отчисления списываются в кредит счета 04 “Нематериальные активы”), используется счет 05 “Амортизация нематериальных активов”.
Ежемесячно начисленные суммы амортизации объектов НМА отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 “Амортизация нематериальных активов” в корреспонденции со счетами учета затрат на производство:
Дебет сч. 20, 25, 26,44 Кредит сч. 05.
При выбытии (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) объектов нематериальных активов сумма начислений по ним амортизации списывается со счета 05 в кредит счета 04.
Аналитический учет по счету 05 “Амортизация нематериальных активов” ведется по отдельным объектам НМА.
При втором способе суммы амортизационных отчислений уменьшают первоначальную стоимость объекта НМА и списываются в кредит счета 04 “Нематериальные активы” в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. Данный способ погашения стоимости нематериальных активов используют применительно к неотчуждаемым их видам (организационные расходы, цена фирмы). Отрицательная деловая репутация организации равномерно списывается на ее финансовые результаты (на счет 91) как операционные доходы в течении 10 лет.
При применении второго способа в бухгалтерском учете организации начисление амортизации отражается проводкой:
Дебет сч. 20, 23, 25, 26, 44Кредит сч. 04.
Погашение стоимости отдельных видов нематериальных активов может не производиться. Как правило, это активы, стоимость которых со временем не уменьшается, либо активы, использование которых приносит постоянную и неуменьшающуюся прибыль, - товарные знаки, ноу-хау и некоторые другие. Амортизация не начисляется также по нематериальным активам некоммерческих организаций.
2.3.2 Инвентаризация нематериальных активов
Согласно п. 1 ст. 12 Закона “О бухгалтерском учете” № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества в целях подтверждения их наличия, состояния и оценки (в том числе и НМА).
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству.
Инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях.
В ходе проведения инвентаризации нематериальных активов руководствуются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов; правильность и своевременность их отражения в балансе.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием НМА и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:
а) излишек нематериальных активов приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм-
- за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
Недостача отражается в учете следующим образом:
- на остаточную стоимость объекта НМА:
Дебет сч. 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”
Кредит сч. 04
- отнесена недостача на виновное лицо:
Дебет сч. 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” (по рыночной
стоимости);
Кредит сч. 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” ( по остаточной стоимости НМА);
Кредит сч. 98 “Доходы будущих периодов” (на разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью);
- списаны недостачи при отсутствии виновных лиц:
Дебет сч. 91 “Прочие доходы и расходы”
Кредит сч. 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации -
- в годовом бухгалтерском отчете.
2.4 Международная практика учета нематериальных активов
Правила учета нематериальных активов являются одними из самых сложных и неоднозначно решаемых вопросов в западной учетной практике.
Представлению в финансовой отчетности нематериальных активов посвящен “Международный стандарт финансовой отчетности № 38 Нематериальные активы (МСФО № 38”), принятый и опубликованный Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) в сентябре 1998 г. Этот Международный стандарт действует для ежегодных финансовых отчетов, составляемых компаниями за период, начинающийся после 1 июля 1999 г. До 1998 г. представлению в финансовой отчетности нематериальных активов были посвящены МСФО № 9 Учет затрат на научные исследования и разработки (НИОКР) и МСФО № 22 “Объединения предприятий”. В связи с опубликованием МСФО № 38 Нематериальные активы с указанного выше срока отменено действие МСФО № 9, а МСФО № 22 пересмотрен и опубликован в новой редакции в 1998 г. Отметим, что наряду с МСФО директивы ЕС № 4 и № 7 регулируют вопросы представления в отчетности компании специфического нематериального актива - Goodwill.
В американской системе учета вопросам НМА посвящен целый ряд документов. Это и положения о концепциях финансового учета, и бюллетени исследования учета, и рекомендации Совета по разработке принципов бухгалтерского учета.
Рассмотрим основные принципы учета НМА за рубежом. Согласно МСФО № 38, “нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве или представлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей”. Под активом стандарт понимает “ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию экономических выгод”.
МСФО № 38 определяет, что общими критериями определения нематериальных активов являются:
а) способность быть идентифицированными;
б) актив контролируется организацией;
в) имеется возможность получения будущих экономических выгод, относящихся к использованию этого актива;
г) имеется реальная возможность оценить затраты на приобретение или
изготовление этого актива.
В соответствии с международной практикой учета выделяют 3 группы нематериальных активов :
1. Подлежащие обмену нематериальные активы, выделяемые в качестве
самостоятельной учетной единицы;
2. Нематериальные активы, выделяемые в качестве самостоятельной учетной единицы, но не подлежащие обмену;
3. Гудвилл - подлежащий обмену нематериальный актив, не выделяемый
в самостоятельную учетную единицу.
К первой группе нематериальных активов относятся :
- патент - полученное в соответствии с законом право, позволяющее его держателю использовать, производить, продавать и контролировать охваченный им предмет, процесс или род деятельности и одновременно запрещающее осуществлять те же действия другим лицам.
- авторские права - являются гарантированными законом правами авторов трудов в области литературы и искусства на монопольное распространение и тиражирование своих произведений.
- арендованная собственность. Аренда представляет собой передачу права хозяйственного использования основных средств от одной компании к другой в обмен на периодические платежи, относящиеся к расходам периодов.
- франчайзинг - передача одной организацией другой организации права на использование принадлежащих ей основных средств, торговых марок и других материальных и нематериальных активов при условии их использования по прямому назначению.
- торговые марки и названия - защищаются законодательством от несанкционированного использования другими фирмами.
Основная характеристика второй группы активов состоит в том, что они, с одной стороны, являются предоплаченными расходами нескольких учетных периодов, а с другой - не дают осуществившей их компании никаких прав, которые та могла бы передать. К их числу относятся:
- предоплаченные расходы, охватывающие несколько учетных периодов - представляют собой затраты на оплату услуг, которые будут способствовать получению дохода в будущие периоды.
- затраты на начало коммерческой деятельности - характерны для компаний, находящихся на начальном этапе своего развития, которые несут значительные затраты, не получая при этом существенных доходов.
- организационные затраты - включают все затраты, связанные с организацией деятельности компании в начале ее функционирования: на делопроизводство, бухгалтерский учет, юридическое оформление.