Файл: 1. Понятие рациональности 3 Классический тип рациональности 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 3

1. Понятие рациональности 3

2. Классический тип рациональности 8

3. Неклассический тип рациональности 9

4. Постнеклассический тип рациональности 11

Заключение 14

Список использованных источников 15


Введение



В начале XXI в. в условиях глобализации мира всё более ясными становятся как положительные, так и отрицательные стороны дальнейшего развития технологической цивилизации, основу которой составляет наука.

Наука - это, прежде всего, специфическая форма культуры, порождающая особую, агрессивную форму рациональности, развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте. Анализ научной рациональности и научного знания является комплексным, междисциплинарным исследованием, предусматривающим синтез различных видов и форм знаний и духовности.

Три крупные стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических этапа научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации:

1) Это классическая рациональность, соответствующая классической науке;

2) неклассическая рациональность, соответствующая неклассической науке;

3) постнеклассическая рациональность.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

Цель работы – изучить исторические типы рациональности.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие рациональности;

2. Изучить классический тип рациональности;

3. Рассмотреть неклассический тип рациональности;

4. Рассмотреть постнеклассический тип рациональности.

1. Понятие рациональности



Рациональность – одна из главных проблем современной философии, она обсуждается в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме, неопозитивизме и постпозитивизме. Различие философских подходов к вопросу о природе разума и границах рационального постижения действительности определяет и многообразие ответов. Многие философы XX в. говорят о кризисе рациональности и связывают его с кризисом всей западной цивилизации. Чем вызван такой интерес к проблеме рациональности и почему разум, считающийся главным свойством и способностью человека, вдруг становится проблемой?


В философии нет единства по вопросу о том, что понимать под рациональностью, насчитывается более двух десятков определений. Все это многообразие можно упорядочить в несколько групп. Рациональность – это:

  • характеристика деятельности человека;

  • характеристика знания;

  • характеристика методологии или правил деятельности;

  • атрибутивное свойство всех технических цивилизаций;

  • характеристика мира в целом;

  • универсальная категория, охватывающая логику, диалектику, а также некоторые формы мистического опыта.

Понятно, что, с одной стороны, такое разнообразие определений только усложняет проблему, но, с другой стороны, позволяет очертить весь контекст, который связан с проблемой рациональности.

Вопрос о рациональности имеет мировоззренческий характер. Говоря о рациональности, имеют в виду особый тип отношений человека и мира, который гарантировал бы соразмерность человека миру и гармонию между ними. Поиск рациональности – это осознанный поиск такой гармонии через возможность для человека познавать мир. Иными словами, проблема границ и возможностей рационального познания, которой занимается философская теория познания, имеет не только познавательный, но и антропологический, гуманистический и ценностный смысл. В поисках рациональности человек стремится утвердить себя в бытии, понять свое место в мире и отношения с миром.

Вопрос о рациональности является существенным для философии как особой формы духовной культуры. Поскольку философия возникла как рационально-теоретическая форма постижения действительности, постольку вопрос о разуме и его возможностях есть вопрос о смысле самой философии. Философия – это рациональный ответ на мировоззренческие вопросы, и если кто-то утверждает, что разум не в состоянии помочь человеку в решении его проблем, то тем отрицается ценность философии для культуры в целом и каждого человека в отдельности.

Эпоха наибольшего расцвета культа разума – XVII в. Именно в это время складываются классические представления, отождествляющие рациональность с логической истинностью и научностью. Рационально все то, что истинно, а поисками истины занимается наука. Бурное развитие науки в XVII–XVIII вв. привело к распространению веры в ее безграничные возможности. По сути дела, в эту эпоху вера в науку была сродни вере в Бога. Предполагалось, что наука способна ответить на все вопросы человеческого бытия и устройства мира. Философы XVII–XVIII вв. считали, что обладание рациональным знанием гарантирует достижение свободы и счастья. Квинтэссенцией этого представления стало определение свободы как познанной необходимости в философии Бенедикта Спинозы. Научное знание – вот гарантия достижения счастья, и далее философы рассуждали, что поскольку каждый человек разумен, основной задачей становится развитие этой способности, т.е. просвещение.



Но Великая французская буржуазная революция, идеологию которой готовили и философы-просветители, показала, как максимум рациональности и порядка оборачивается максимумом иррациональности и хаоса. Уже тогда в философии стала формироваться оппозиция культу научной рациональности, но еще на протяжении целого века философы верили в безграничные возможности науки и основанного на науке разума.

Только в начале XX в. развитие техники и деструктивные последствия научно-технической революции привели к последовательной оппозиции культу науки. XX в. показал, что рациональность, оторванная от ценностей, разлагает культуру и ведет к потере человеком собственной идентичности[4]. Одного стремления к рациональности оказалось недостаточно, чтобы постичь человеческие чувства, болезнь, смерть, одиночество, переустроить общество на гуманистических началах и справиться со всей мощью иррационального. Ориентация на науку как абсолют в конце концов породила раскол в самом разуме.

Современная философия пересматривает представления о рациональности, это, впрочем, не означает, что философы отказываются от идеи разума. Нет. Разум – величайшая ценность и достижение западной цивилизации, в конфликтах и кризисах XX в. человечество осознало, что сон разума порождает чудовищ, но таким же чудовищем является и гипертрофированный разум, забывший о добре и красоте. Философия – это нс наука, се смысл и цель – не только познание и теоретическое размышление. Разум и рациональность, которые ищет и обосновывает философия, не имеют смысла без добра и красоты. Эту идею высказали античные философы, возможно, в XXI в. пришло время вновь обратиться к мудрости древних. Современная философия отказывается от догматичных и устаревших представлений о рациональности и тем самым вновь доказывает ценность и необходимость философской критики и философской рефлексии.

В современной философии существует две основные линии осмысления проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм. В рамках сциентизма акцент делается на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Рациональность в сциентизме отождествляется с научной рациональностью в ее классическом виде. Сциентизм представлен позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

Вторая линия интерпретации проблемы рациональности – антисциентизм – связана с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. В антисциентизме акцент делается на вненаучных формах и способах постижения действительности, на спонтанности человеческого поведения и вторичности рассудка по отношению к действиям, эмоциям и интуиции человека. В антисциентизме наука более не рассматривается как главный компонент духовной культуры, она становится в один ряд с другими формами духовной культуры, искусством, религией, политикой и проч. Крайний антисциентизм полностью отрицает ценность науки, но такая негативистская позиция, однако, не слишком плодотворна. Гораздо адекватнее и эвристичнее позиция умеренного антисциентизма, которая позволяет изучать науку и не отвергать ее достижений.



2. Классический тип рациональности



Классический тип научной рациональности (XVII — первая половина XIX века), концентрируя внимание на объекте, стремится исключить в теоретическом объяснении и описании все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Это было необходимым условием для получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способ фрагментации мира, определяются на этом этапе, как и на всех других этапах, мировоззрением и ценностными ориентациями, преобладающими в данной культуре. В классическом естествознании объекты рассматривались преимущественно как малые (простые) системы.

Перестройка оснований науки, характерная для глобальных революций в естественных науках, была в значительной степени вызвана изменением места и функций науки в общественной жизни. Основы естествознания в эпоху его становления (первая революция) формировались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека с природой, новых представлений о цели познания, истинности знания и т.д. Формирование основ дисциплинарного естествознания в конце XVIII — первой половине XIX века происходило на фоне резко возросшей производственной роли науки, превращения научного знания в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при промышленном потреблении. В этот период начала формироваться система прикладной науки и инженерии как посредника между фундаментальными знаниями и производством.

Различные области научной деятельности специализируются, и формируются научные сообщества, соответствующие этой специализации. Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур интеллектуального производства в европейской культуре второй половины XIX — начала XX века, кризисом идеологических установок классического рационализма, формированием в различных сферах интеллектуальной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее реальность, постоянно сталкивается с ситуациями погружения в саму эту реальность, ощущает свою зависимость от социальных обстоятельств, во многом определяющих установки познания Возникновение этого периода связано с квантово-релятивистской революцией: Квантовая механика — Бор, Гейзенберг, 20-30 годы 20 века; специальная теория относительности — Эйнштейн, 1905 г. Переход к релятивистской и квантовой механике был связан с увеличением изучаемых скоростей и изучением элементарных частиц. Эти события сопровождались появлением новых стратегий мышления.


Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагает характеристику объекта «самого по себе», то в квантовой релятивистской физике требование фиксации свойств взаимодействующих с объектом средств наблюдения предъявляется с необходимостью. Дело в том, что при изучении элементарных частиц возник парадокс: в зависимости от выбора средств объект вел себя по-разному (например, электрон является одновременно частицей и волной), некоторые свойства могли быть присущи не только объектам, но и в сочетании с субъектом. 11 Изменилось и отношение к предмету познания, который больше не рассматривался как удаленный от исследуемого мира, а как находящийся в нем и определяемый им. Понимание того, что ответы природы на наши вопросы определяются не только структурой самой природы, но и тем, как мы задаем вопросы, что зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе возникло новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.д.

3. Неклассический тип рациональности



Другая идея классической науки — неограниченная спецификация свойств мира — была низвергнута неклассической наукой. Вернер Гейзенберг выдвинул принцип неопределенности в 1927 году: (мысленный эксперимент с гамма-микроскопом) нельзя строго и точно измерить одновременно два параметра элементарной частицы — координаты и импульс; чем точнее одно, тем неопределеннее другое; ведь чтобы увидеть ее, нужен хотя бы один квант, а это дает импульс. Таким образом, существует ограничение со стороны природы, а не со стороны устройств.

Таким образом, неклассическая наука говорит о несводимом участии субъекта, что приводит к познанию пересечения через призму субъектов. Субъекты включены в научное знание. Существует также антропный принцип (от греческого «антропос» — человек) (Картер): «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Например, основные физические константы являются именно таковыми, поскольку иначе мы бы не существовали; их количество эквивалентно существованию человека.

Новая система когнитивных идеалов и норм обеспечила расширение поля изучаемых объектов и открыла путь к освоению сложных саморегулируемых систем. В отличие от малых систем, такие объекты характеризовались уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариативных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, наличием уровня управления и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Именно включение таких объектов в процесс научного исследования привело к радикальным изменениям в образах реальности в ведущих областях естествознания.