Файл: 1. Понятие рациональности 3 Классический тип рациональности 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессы интеграции этих образов и выработки общенаучной картины мира стали происходить на основе концепции природы как сложной динамической системы. Этому способствовали открытие специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике и космологии, интенсивное изучение наследственных механизмов в тесной связи с исследованием надорганических уровней организации жизни, открытие кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Это положило начало целостному взгляду на природу, в котором иерархическая организация Вселенной была прослежена как сложное динамическое образование. На этом этапе картины реальности, разработанные отдельными науками, были еще независимы, но каждая из них участвовала в формировании идей, которые затем включались в общую научную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный образ природы, а как постепенно совершенствующаяся и развивающаяся система относительно истинных знаний о мире.


4. Постнеклассический тип рациональности



В наше время, в последней трети нашего века, мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основах науки. Эти изменения можно назвать четвертой глобальной научной революцией, в ходе которой рождается новая постклассическая наука.

Интенсивное применение научных знаний во всех сферах общественной жизни, изменения в характере научной деятельности, связанные с революцией в средствах хранения и получения знаний, меняют характер научной деятельности. Междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности все больше выходят на первый план. Если классическая наука фокусировалась на понимании изолированного фрагмента реальности, который является предметом той или иной научной дисциплины, то специфика современной науки конца XX века определяется комплексными исследовательскими программами. Век определяется комплексными исследовательскими программами, в которых участвуют специалисты из разных областей знаний. В результате усиливаются процессы взаимодействия образов реальности, созданных в разных науках. Все чаще эти образы меняются, заимствуя идеи из других наук. При этом жесткие разделительные линии между образами реальности той или иной науки становятся размытыми. Они становятся взаимозависимыми и предстают как фрагменты единой общенаучной картины мира. На его развитие влияют результаты междисциплинарных прикладных исследований.


Объектами междисциплинарных исследований являются открытые, саморазвивающиеся системы. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта, также по сравнению с саморегулирующимися системами. Историческая эволюция характеризуется переходом от относительно стабильной саморегулирующейся системы к системе иного уровня с новой организацией элементов и саморегуляцией. Формирование каждого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в этих точках небольшие случайные действия могут привести к возникновению новых структур. Такие системы требуют различных экспериментальных стратегий. Простое принуждение часто приводит к тому, что система просто «спускается» к прежним структурам, которые могут быть заложены на определенных уровнях ее организации, но никаких принципиально новых структур возникнуть не может. Здесь необходим особый подход: в точках бифуркации иногда достаточно небольшого энергетического «толчка», чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации с новыми структурами. Саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, необратимостью процессов в принципе. Человеческое действие не является чем-то внешним, оно интегрировано в систему и каждый раз изменяет поле ее возможных состояний. Вступая во взаимодействие, человек больше не имеет дело с жесткими объектами и свойствами. В процессе деятельности он сталкивается с проблемой выбора конкретной линии развития из множества возможных путей эволюции системы; этот выбор необратим и часто не поддается четкому расчету.

Биология, астрономия и науки о Земле были первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем. Они сформировали картину реальности, включавшую идею историзма и представления об уникальных эволюционирующих объектах (биосфера, метагалактика, Земля как система взаимодействия геологических, биологических и антропогенных процессов). В последние десятилетия по этому пути пошла физика. Идея исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея «большого взрыва» и формирования различных типов физических объектов в ходе исторического развития метагалактики), а с другой стороны, через развитие идей термодинамики неравновесных процессов (И.Пригожин) и синергетики. Именно идеи эволюции и историзма становятся основой целостной картины исторического развития природы и человека, пронизанной идеями глобального эволюционизма.



Заключение



Рационализация исследовательской деятельности не происходит однобоко, под влиянием только научных представлений и идей: этот процесс достаточно сложный, включающий в себя и подсознательные, волевые элементы сознания исследователя, и характер взаимодействия общества с природой, и мировоззренческие установки эпохи, и собственно-научные компоненты. Рациональность не носит законченный характер, она находится в постоянном развитии в историческом измерении.

Исторические этапы ее развития - это и периоды совершенствования познавательных средств и методов, и этапы становления разнообразных форм объективной истины, и формирование несоизмеримых типов научной рациональности.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать, как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность.

В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре. Это соответствие, на мой взгляд, есть одно из проявлений широкого понятия научной рациональности.

Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость постнеклассического этапа научной рациональности в развитии современного общества. Т.к. выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.

Список использованных источников





  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 592 с.

  2. Боженов А. З. Основы философии. Учебное пособие. — М.: Фолиант. 2017. 280 с.

  3. Демина Л. А., Малюкова О. В., Бучило Н. Ф. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 360 с.

  4. Матяш Т. П., Жаров Л. В., Несмеянов Е. Е. Основы философии. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 314 с.

  5. Миронов В. В. Философия с иллюстрациями. Учебник. — М.: РГ-Пресс. 2020. 432 с.

  6. Миронов В. В. Философия. — М.: Проспект. 2019. 240 с.

  7. Шуталева А. В. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 164 с.