Файл: Историческая концепция правопонимания (Историческая школа права) История возникновения концепции и основные представители.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Историческая концепция правопонимания (Историческая школа права)
История возникновения концепции и основные представители
- В самом конце 18 века в Германии зародилось и в первой половине 19 века стало весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли.
- Основоположником этого направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Густав Гуго (1768-1844) — профессор Геттингенского университета. Виднейшими представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1866).
Основное содержание теории. Аргументация. Определение права в соответствии с концепцией
- Историческая школа права – одно из течений в науке права первой половины 19 в., получившее распространение в Германии, кардинально отличавшееся от доктрины естественного права и выступавшая против преобразования существующих общественных отношений, с помощью нового законодательства.
- Историческая школа права отрицает сущность права, утверждая, что у всякого народа есть только свойственное ему право, не похожее ни на какое другое. Право каждого народа и есть проявление “народного духа”, выражающее “общее согласие”, ” общее убеждение” народа. Оно результат исторического процесса.
- Историческая школа права определяла право не как результат естественной необходимости и не как произвольное установление людей, а как закономерный исторический продукт общественной жизни.
- Эволюция права, полагал Густав Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в нее. Действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне, то есть даются «сверху» людьми, облеченными на то специальными полномочиями.
- Право возникает спонтанно. По определению представителей этой школы, право есть «совокупность установлений, повседневных обычаев и принципов справедливости, соблюдаемых членами общества, а не корпус приказов и норм, исходящих от суверенной власти».
- Гуго уподобляет развитие права развитию языка. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от Бога, так и право создается не только и не столько благодаря законотворчеству, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам их жизни. Позитивное право производит от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. п.
- Савиньи доказывал, что право не устанавливается волею определенного лица. Право — это продукт народного духа, проявляющегося во всех членах общества и приводящего всех к одному и тому же правосознанию. Иными словами, право каждого народа растет вместе с ним. Или, всякое право возникает тем способом, который господствующее слово- употребление называет обычным правом, то есть создается, прежде всего, народными нравами и верованиями и уже затем юриспруденцией.
- Георг Фридрих Пухта попытался объективировать понятие народного духа, иными словами, сделать его объектом философско-правового анализа. По его мнению, народный дух — это сила, действующая в организме народной жизни и существующая независимо от сознания отдельных представителей народа. Народный дух все производит из себя, в том числе и право. Следовательно, отдельная личность не участвует в образовании права.
- Возвысить авторитет обычного права, показать его связь с народным духом и его практическую силу — таковы основные идеи взглядов Пухты. Если Савиньи говорит об образовании права как об общем деле, то у Пухты речь идет о естественном саморазвитии права, которое развивается, как растение из зерна, из народного духа.
Достоинства и недостатки концепции
- Достоинства
- Впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению. Верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
- Недостатки
- Минус исторической школы права: преувеличение ценности обычного права. Обычному праву присущи косность и консерватизм, затрата большого количества времени для признания и отмены законов, т.е. невозможность провести реформу немедленно.
Личное восприятие и оценка концепции
- С точки зрения исторической школы-право есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы.
- Именно историческая школа права явилась отправной точкой, давшей импульс для развития российской правовой культуры. Благодаря деятельности Сперанского и его договоренности с Савиньи, русские студенты стали ездить в Берлин и слушать лекции у германских профессоров, представителей исторической школы права, а затем, возвращаясь в Россию, бывшие студенты «сеяли семена» идей исторической школы права и в «русскую почву».