Файл: Реферат по дисциплине зарубежная литература на тему воспитания в произведениях Чарльза Диккенса.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств

Кафедра журналистики

Реферат

по дисциплине: зарубежная литература

на тему: воспитания в произведениях Чарльза Диккенса

Выполнила студентка

заочной формы обучения

3 курса 05221з группы

Журавлева А.Г.


Химки 2021



Оглавление


Оглавление 2

1. Введение 3

2. Приключения Оливера Твиста 3

3. Проблема воспитания в романе “Дэвид Копперфилд” 5

4. Вывод 7

5. Список литературы 8





1. Введение



Чарлз Диккенс (1812–1870 гг.) в двадцать пять лет уже имел у себя на родине славу "неподражаемого", лучшего из современных романистов. Его первый роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837 г.), блестящий шедевр комической прозы, сделал его любимым писателем англоговорящего мира.

Предметом нашего рассмотрения будет второй рома Диккеса "Оливер Твист" (1838 г.).

2. Приключения Оливера Твиста



Социальная философия Диккенса в той форме, в какой она дошла до нас в большинстве его произведений, складывается в годы 1837-1839. «Оливер Твист», «Николас Никльби» и несколько более поздний «Мартин Чезлуит» оказались первыми романами Диккенса. Именно на этих произведениях легче всего поэтому проследить процесс становления диккенсовского концепта детства, каким он, в существенных чертах своих, сложился в эту эпоху. В дальнейшем, правда, происходит углубление, расширение, уточнение уже достигнутого метода, но направление, в котором может идти художественное развитие, дано в этих первых социальных романах.

«Оливер Твист» открыл в творчестве Диккенса серию романов, которые, используя известные слова Максима Горького, можно определить как «историю молодого человека» Ребенок, брошенный на произвол судьбы нерадивыми или попавшими в тяжелые обстоятельства родителями, преследуемый родственниками, которые незаконно хотят воспользоваться его наследством, выбирается из «бездны нищеты и тьмы» к покою и свету - такова структура, намеченная и испробованная в «Оливере Твисте». «Оливер Твист» написан под впечатлением знаменитого закона о бедных 1834 года, обрекшего безработных и бездомных бедняков на полное одичание и вымирание в так называемых работных домах. Свое возмущение этим законом и созданным для народа положением Диккенс художественно воплощает в истории мальчика, рожденного в доме призрения.


Роман Диккенса начал выходить в те дни (с февраля 1837 года), когда борьба против закона, выражавшаяся в народных петициях и нашедшая свое отражение в парламентских дебатах, еще не закончилась. Особенно сильное негодование как в революционном чартистском лагере, так и в среде буржуазных радикалов и консерваторов вызвали те мальтузиански окрашенные пункты закона, согласно которым мужей в работных домах отделяли от жен, а детей от родителей. Именно эта сторона нападок на закон нашла наиболее яркое отражение и в диккенсовском романе.

В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс показывает голод и ужасающие издевательства, которые терпят дети в общественном доме призрения. Фигуры приходского бидля мистера Бамбла и других заправил работного дома открывают галерею сатирических гротескных образов, созданных Диккенсом. Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Изображая тяжкие испытания, обрушивающиеся на юного героя романа, Диккенс развертывает широкую картину английской жизни своего времени. Сначала жизнь в работном доме, затем в «учении» у гробовщика, наконец бегство в Лондон, где Оливер попадает в воровской притон.

Здесь - новая галерея типов: демонический содержатель воровского притона Феджин, грабитель Сайке, по-своему трагическая фигура, проститутка Нэнси, в которой доброе начало все время спорит со злом и наконец одерживает победу. Благодаря своей разоблачающей силе все эти эпизоды заслоняют традиционную сюжетную схему современного романа, согласно которой главный герой непременно должен выпутаться из тяжелого положения и завоевать себе место в буржуазном мире (откуда он, собственно, и происходит). В угоду этой схеме и Оливер Твист находит своего благодетеля, а в конце романа становится богатым наследником. Но этот путь героя к благополучию, достаточно традиционный для буржуазной литературы, в данном случае менее важен, чем отдельные этапы этого пути, в которых и сосредоточен разоблачающий пафос диккенсовского творчества.

Одновременно с этим решительным шагом к реалистическому отображению жизни мы можем наблюдать в «Оливере Твисте» и эволюцию диккенсовского гуманизма, который утрачивает свой отвлеченно-догматический и утопический характер и также приближается к реальной действительности. Доброе начало в «Оливере Твисте» расстается с весельем и счастьем «Пиквикского клуба» и поселяется в иных жизненных сферах.



Уже в последних главах «Пиквикского клуба» идиллии пришлось столкнуться с мрачными сторонами действительности (мистер Пиквик во Флитской тюрьме). В «Оливере Твисте», на принципиально новых основаниях, происходит отрыв гуманизма от идиллии, и доброе начало в человеческом обществе все решительнее сочетается с миром реальных житейских бедствий. Диккенс как бы нащупывает новые пути для своего гуманизма. Он уже оторвался от блаженной утопии своего первого романа. Доброе уже не означает для него счастливое, а скорее наоборот: в этом несправедливом мире, нарисованном писателем, добро обречено на страдания, которые далеко не всегда находят свое вознаграждение (смерть маленького Дика, смерть матери Оливера Твиста, а в следующих романах смерть Смайка, маленькой Нелли, Поля Домби, которые все являются жертвами жестокой и несправедливой действительности). Вот как рассуждает миссис Мейли в тот горестный час, когда ее любимице Розе грозит гибель от смертельной болезни: «Я знаю, что не всегда смерть щадит тех, кто молод и добр и на ком покоится привязанность окружающих»

Зло в «Оливере Твисте» существует как бы в двух измерениях: общественной и онтологической. Общественный ракурс - это повествование об Оливере как о незаконнорожденном сироте, который воспитывается на ферме, живет в работном доме, становится учеником гробовщика и, наконец, попадает в воровскую шайку.

3. Проблема воспитания в романе “Дэвид Копперфилд”


Роман (бессмертное произведение) Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” был опубликован в 1850 году. Это произведение Диккенса во многом автобиографическое: автор рассказывает от первого лица историю человека, ставшего писателем. Дэвид, как и сам Диккенс, выдержал изнурительную борьбу с тяжелыми жизненными обстоятельствами (работа Копперфилда на винном складе напоминает о фабрике ваксы, где после разорения отца работал Диккенс).

Дэвид Копперфилд рассказывает свою историю как бы с высоты счастливого финала, но к концу повествования вера в

неизбежную победу справедливости постепенно сменяется спокойной усталостью: мир не переделаешь, можно переделать только самого себя. “Дэвид Копперфилд” – Роман о том, как хорошему человеку удалось остаться хорошим человеком, хотя всю жизнь его сопровождали утраты, подлость, несправедливость, коварство.


Мальчик, растущий у милой и слабой матери и доброй, смешной няни Пегготи, впервые сталкивается со злом, когда мать снова выходит замуж. Жестокий, холодный Мэрдстон и его сухая, злобная сестра сразу возненавидели ребенка, а бедная кроткая мать не умела его защитить. Когда отчим решил выпороть мальчика,

тот укусил его и оказался в школе Сэлем-Хаус, где царствовал мистер Крикл. Дэвида унижали и всячески издевались над ним.

Он пробыл там недолго, связь с двумя однокашниками сохранилась у Копперфилда надолго. Один из них – неловкий, но добродушный и порядочный Трэдлс впоследствии безропотно взвалил на свои плечи заботы о многочисленном семействе жены. Второй – блестящий красавец Стирфорт, которому добровольно подчинялись соученики и перед которым заискивал директор школы из-за его богатства.

Неглупый и одаренный, став взрослым, он со спокойной жестокостью соблазнил и бросил дочь рыбака Эмли и разбил сердце собственной матери. Дэвид искренне привязан к обоим, но уже в детстве делает выбор: его путь ближе к пути Трэдлса.

Жизненные испытания продолжаются. Умирает мать мальчика, а отчим не желает платить за его учебу и отправляет Дэвида на склад.

Десятилетний ребенок страдает от тяжелой работы, от тоски и больше всего – от понимания, что у него отнята возможность получить образование. И он убегает к внешне суровой, но доброй и справедливой бабушке Тротвуд, которая отдает его в другую школу – доктора Стронга, а потом помогает стать юристом. На его пути встречаются славные и добрые люди – семейство няни Пегготи, мистер Уикфилд и его дочь Агнес, веселый и жизнелюбивый мистер Микобер. Но им противостоят злобный проныра Урия Хип, увидевший в Дэвиде своего антипода и возненавидевший его, Мэрд-стоны и многие другие.

Несмотря на все трудности, Дэвид сумел сохранить веру в добро, чистую душу ребенка. Он никогда не забывал, что в самые тяжелые времена на помощь к нему спешили простые люди.

Копперфилд вспоминает о своей жизни и невольно оценивает многие события в ней по-другому, не так, как оценивал их маленький мальчик. Но сквозь повествование популярного писателя пробивается голос талантливого и наблюдательного ребенка, который смог так много понять и запомнить.

Диккенс показывает нам, как маленький мальчик учится отличать зло от добра, защищать добро, но при этом трезво оценивать свои силы и уметь видеть что-то хорошее и достойное сочувствия даже в отрицательных персонажах. А еще уметь смеяться над самим собой – без этого добро кажется слишком пресным, а зло – слишком страшным. Мягкий диккенсовский юмор спасает роман от излишней назидательности: мы не просто извлекаем жизненные уроки, а проживаем вместе с маленьким и большим Копперфилдом его сложную, веселую и печальную жизнь.





4. Вывод


ема детства у Диккенса есть уникальный взгляд на жизнь, это взгляд ребенка, слишком рано узнавшего, что такое мир взрослых, что такое невзгоды и тяготы, лишения и боль. Зачастую персонажи Диккенса – это дети-сироты. Например, Эстер Саммерсон, героиня «Холодного дома», воспитывалась крестной; Дэвид Копперфилд родился после смерти отца. Оливер Твист, «. если бы он мог знать, что он сирота, оставленный на милосердное попечение церковных старост и надзирателей, он кричал бы ещё громче».

«Идеальный ребенок по мнению», по мнению Диккенса, наделен «свежестью чувств, простодушием, энтузиазмом, прелестной бесхитростной неспособностью заниматься житейскими делами»

Маленькие герои Диккенса – это не обычные дети, воспитанные в привычных и условиях родительской заботы и ласки, это жертвы несправедливости жизни, опасности жизненных поворотов. Причем, это могут быть как дети из низов, так и дети из, казалось бы, вполне благополучных семей, но их судьба складывается не менее драматично и трагично. Диккенс точно и справедливо показывает, как Поля Домби, любимейшего сына, не знавшего в жизни ни лишений, ни одиночества сироты, убивает безмерная спесь «любящего отца». Детство без забот Дэвида Копперфилда обрывается, когда в доме появляется отчим. Здесь Диккенс показывает всю остроту и тяжесть непонимания, которое сваливается на жестоко наказанного Дэвида, одиноко сидящего в комнате и пытающегося хоть как-то осознать, почему перевернулся такой, казалось бы, устойчивый и благословенный мир. Диккенс считал, что отношение взрослого и ребенка является отражением борьбы добра и зла в нем.



5. Список литературы


1. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. - М.: Астрель,

2. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим: роман - М.: Эксмо,

3. Черкасова Т.М. Типы детского характера в творчестве Ч. Диккенса // Высшее образование сегодня.

4. Черкасова Т.М. Детство в представлении Ч. Диккенса // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы IV Всероссийской конференции молодых ученых. - М.; Ярославль: Ремдер, 2005. - С. 364-368.